технологическая карта "Педагогический опыт" Малыгиной Т.С.
Технологическая карта № 1
Наименование опыта |
Использование проектного метода в работе по ознакомлению старших дошкольников с родным городом |
Формулировка цели |
Формирование у старших дошкольников системы представлений о родном городе (внешний облик города, деятельность людей в прошлом и настоящем времени существования города) |
Педагогическая идея |
Сущность педагогического опыта заключается в предоставлении ребенку позиции субъекта деятельности, что способствует формированию ряда психических образований познавательного, эмоционального и личностного характера в русле собственной активности ребенка |
Прогнозируемый результат |
· формирование у детей системы представлений о родном городе;
· развитие у дошкольников мыслительных способностей: умение анализировать полученную информацию, соотносить ее с прогнозируемым продуктом деятельности, умение планировать свою деятельность, ставить задачи, намечать пути их решения, выбирать необходимые способы работы в соответствие с поставленными задачами;
· использование и преобразование опыта детей в разных видах деятельности: двигательной, изобразительной, конструировании и ручном труде, игровой, речевой деятельности, экспериментировании и т.д.;
· повышение активности родителей посредством их включения в работу по ознакомлению старших дошкольников с родным городом |
Выбор и обоснование технологий |
Использование проектного метода подразумевает организацию практической деятельности детей, в ходе которой дошкольники с помощью воспитателя поэтапно создают продукт, а именно, групповой мини-музей «Прошлое и настоящее Балахны». В ходе проекта у дошкольников формируются представления об истории города, о его настоящем, дети учатся анализировать полученную информацию, отбирать то, что им необходимо в работе по созданию продукта проекта, планировать свою деятельность, развиваются коммуникативные умения, умение объединяться, договариваться, распределять обязанности. В рамках проектного метода происходит интегрирование различных видов деятельности. Реализация системных знаний, чувств ребенка происходит в игре, движении, речи, продуктивных видах деятельности, что, в свою очередь, приводит к изменению детьми предметно-развивающей среды группы и формирует у детей творческое отношение к окружающему миру.
Т.обр., используемая технология предоставляет оптимальную возможность осуществлять две взаимосвязанные между собой линии психического развития: саморазвитие ребенка, стимулируемое собственной активностью ребенка, и процессы развития, детерминированные взрослым. |
Описание педагогических условий описания опыта |
С 2004 года в воспитательно-образовательный процесс МДОУ была введена программа патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом» п/р Э.П.Костиной, основными задачами которой является воспитание любви к родному дому: семье, малой родине – родному городу и большой Родине – России. Педагогом был разработан перспективный план работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников, организована работа по оснащению предметно- развивающей среды группы с целью патриотического воспитания детей, по взаимодействию с семьей: проведение тематических родительских собраний, организация выставок совместных работ родителей и детей, проведение совместных праздников и развлечений. С целью формированию у детей представлений о родном городе педагогом была использована качественно новая технология – проектный метод, в рамках которого использовались различные виды деятельности:
- познавательная деятельность:
1) серия экскурсий в городской краеведческий музей, историко-патриотический клуб «Глобус»:
· Тема «Как жили наши предки в старину», цель: дать представление о музее, познакомить со старинными предметами русского обихода (одеждой, обувью, посудой, мебелью, транспортом), познакомить с одним из старинных балахнинских промыслов – кружевоплетением.
· Тема «Легенды старого города», цель: познакомить с легендой о возникновении города, с одной из версий о происхождении имени города ( от слова «балахон»), дать представление об одном из старинных балахнинских ремесел – солеварении.
· Тема « Стоит Балахна – полы распахня», цель: познакомить с новой версией о происхождении названия города, рассказать о балахнинской крепости, о первых защитниках Балахны.
· Тема « Балахнинские корабелы», цель: познакомит детей со старинным промыслом Балахны – кораблестроением, с различными видами судов, оторые строились в Балахне (баржи, парусники, пароходы)
2) экскурсии на предприятия города: бумажный комбинат, картонный комбинат, мебельную фабрику, хлебный завод;
3) экспериментирование, опытническая деятельность, цель: формирование экспериментальных действий по ознакомлению со свойствами материалов, которые производят на балахнинских предприятих (бумага, картон), материалов – полезных ископаемых балахнинского района (соль, песок, глина), формирование алгоритмических действий по ознакомлению с трудовым процесса изготовления продуктов балахнинских предприятий: бумаги, хлебобулочных изделий
- речевая деятельность: придумывание историй на тему «Жители старой Балахны»;
- продуктивная деятельность: создание макетов «Уголки старой Балахны», карты- схемы города, создание экспонатов - жителей старой Балахны, создание коллажей «Ремесла старой Балахны», альбома «Наш город»;
- игровая деятельность:
1) игры с правилами, материал: экспонаты группового мини- музея «Прошлое и настоящее Балахны»:
· дидактическая игра «Копилка «Улицы города, цель: закреплять название площадей города, умение узнавать их на фотографиях, ход: воспитатель раскладывает карточки с фотографиями улиц, площадей города по группе, дети двигаются врассыпную, по сигналу останавливаются, поднимают карточку, называют «место» города, где они находятся;
· настольная игра «Путешествие по городу», цель: закреплять название улиц, площадей, достопримечательностей, объектов города, развивать умение находить их на карте- схеме города, учить действовать в соответствие с правилами игры-гусек;
· настольная игра «Что было и что будет», цель: соотносить одинаковые по назначению современные и старинные предметы домашнего обихода;
· игра – аттракцион «Откроем выставку изделий балахнинских предприятий, цель: закреплять знания о промышленных предприятиях города, умение находить изделия балахнинских предприятий в окружающей обстановке;
· настольная игра «Собери целое», цель: с упражнять в составлении герба Балахны из деталей;
· настольная игра Парные картинки», цель: устанавливать связь между природными богатствами Балахнинского района и изделиями, продуктами, которые из них изготавливают,
· дидактическая игра «Звуковые загадки», цель:закреплять знания детей о труде людей, работающих на балахнинских предприятиях, о трудовых операциях, о результатах их труда, ход: прослушивание на аудиокассете рассказов детей, о труде родителей, работающих на предприятиях города, по содержанию, результатам труда назвать соответствующее предприятие;
· игра – эстафета «Легенда старого города», цель: закреплять в игре знания об истории основания города, воспитывать честность при выполнении правил игры-эстафеты, ход: пройти полосу препятствия : подлезание под дугой («пробраться через глухие дебри»), перешагивание с кочки на кочку («перебраться через топкое болотце»), прыжки через препятствие («солевое озерце»); взять предметы - кирпичики ( «строительный материал»); побеждает та команда, которая быстрее пойдет полосу препятствий и построит корабль;
2) сюжетно- ролевые игры, цель: закрепление представлений детей о прошлом и настоящем родного города. |
Самоанализ деятельности |
Опрос детей показал, что до начала работы по проекту «Прошлое и настоящее Балахны» уровень представлений детей о родном городе составлял 27 % : дети знали название города, родного микрорайона, улицы, на которой проживают, называли 2-3- улицы , 2-3 культурных объекта, одно предприятие города – бумажный комбинат, после проделанной работы уровень представлений о родном городе повысился до 92 % : дети отвечали на вопросы, связанные с историей города, объясняли название города, узнавали греб Балахны, объясняли его значение, называли старинные ремесла Балахны, хорошо ориентировались на карте-схеме города: находили и называли все улицы города, социальные и культурные объекты, отмеченные на карте- схеме, называли 4 промышленных предприятия Балахны и продукты этих предприятий.
Анкетирование родителей показало, что до работы по проекту дети, в основном, интересовались городскими объектами развлекательного характера: парк, Дом культуры, то теперь появился интерес к истории города, который выражался в детских вопросах: «Что раньше находилось на этом месте?», в рассказах детей об истории города и его настоящем, участились посещения семьями городского краеведческого музея, именно по инициативе самих детей, появился интерес у самих родителей к истории нашего города, который выражается в желании получить информацию о прошлом Балахны, во внимании к наглядной информации на эту тему.
Произошло творческое преобразование среды развития ребенка на основе совместных разработок педагога и детей: групповой мини-музей «Прошлое и настоящее Балахны», экспонаты которого являются одновременно дидактическими пособиями для работы.
|
Технологическая карта № 2
Наименование опыта |
Ознакомление дошкольников с большой Родиной - Россией |
Формулировка цели |
Формирование представлений о России как о родной стране на основе ознакомления дошкольников с малой родиной своих родных, воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России. |
Педагогическая идея |
Сущность педагогического опыта заключается в учете
психологических особенностях детей дошкольного возраста: воспитание таких сложных чувств, как гражданско-патриотических: любовь и гордость за свою родину, понимание неповторимости истории и культуры родной страны, частью которых является государственная символика, - у дошкольников начинается с отношения к самым близким людям, к тому, что его окружает: к семье, к своему дому, детскому саду, к родному городу. |
Прогнозируемый результат |
· развитие представлений детей о своей стране,
· создание системы работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников |
Выбор и обоснование технологий |
Работа по патриотическому воспитанию осуществляется по программе «Мой родной дом» п/р Э.П.Костиной. Концепция программы «Мой родной дом» - формирование чувств гражданственности и патриотизма начинает с воспитания отношения к самым близким людям: родителям, бабушке, дедушке, к любви к своему дому. |
Описание педагогических условий описания опыта |
Патриотическое воспитание старших дошкольников, в содержании которого входит такое сложное понятие, как государственная символика, мы начинаем с ознакомления с малой родиной – городом Балахной. Знакомим с настоящим города: природой, внешним обликом города, с трудовой деятельностью людей, работающих на предприятиях города, с изделиями, которые они выпускают. На основе накопленных представлений дети знакомятся с историей города: внешним обликом Балахны в прошлом, со старинными балахнинским ремеслами, и постепенно, подводим детей к осознанию символики родного города- герба Балахны, элементы которого: кокоры для укрепления расшив, отражают исконный балахнинский промысел – судостроение.
Следующий этап работы – знакомство детей с малой родиной членов семей. Получая представления о тех местах, где родились, росли, жили их родные и близкие, дети начинают понимать, что это частички огромной страны, их большой Родины – России.
На завершающем этапе работы формируем у дошкольников представление, что Россия – это не только природа, города и села, в которых живут и трудятся люди, это государство, где есть столица, в которой работают правительство и президент. И как каждое государство Россия имеет свои государственные символы: флаг, герб и гимн. |
Самоанализ деятельности |
· развитие интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
возраст |
представления о себе |
представления о семье |
представления о детском саде |
представления о родном городе |
представления о родной стране |
сформиованность интегрированного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» |
о внешности |
о вкусах и предпочтениях |
младший возраст |
100% |
83% |
83% |
|
|
|
89% |
средний возраст |
75% |
100% |
75% |
38% |
|
|
72% |
старший возраст |
100% |
100% |
88% |
75% |
50% |
|
83% |
подготовительная группа |
75% |
100% |
100% |
50% |
100% |
100% |
88% |
· оснащение предметно-развивающей среды: создание групповых уголков патриотического воспитания, создание детских портфолио: страницы «Моя семья-точка на карте России»,
· взаимодействие с городским краеведческим музеем, с детской библиотекой: разработка совместного плана работы по теме «Ознакомление дошкольников с большой Родиной – Россией» | |