сайт старшего воспитателя МБДОУ "Детский сад № 20"

 

технологическая карта "Педагогический опыт" Малыгиной Т.С.

 

Технологическая карта № 1 

Наименование опыта

Использование проектного метода в работе по ознакомлению старших дошкольников с родным городом

Формулировка цели

Формирование у старших дошкольников системы представлений о родном городе (внешний облик города, деятельность людей в  прошлом и настоящем  времени существования города)

Педагогическая идея

Сущность педагогического опыта заключается в предоставлении ребенку позиции субъекта деятельности, что способствует формированию ряда психических образований познавательного, эмоционального и личностного характера в русле собственной активности ребенка

Прогнозируемый результат

·          формирование у детей системы представлений о родном городе;

·          развитие у дошкольников мыслительных способностей: умение анализировать полученную информацию, соотносить ее с прогнозируемым продуктом деятельности, умение планировать свою деятельность, ставить задачи, намечать пути их решения, выбирать необходимые способы работы в соответствие с поставленными задачами;

·          использование и преобразование опыта детей в разных видах деятельности: двигательной, изобразительной, конструировании и ручном труде, игровой, речевой деятельности, экспериментировании и т.д.;

·          повышение активности родителей посредством их включения в работу по ознакомлению старших дошкольников с родным городом

Выбор и обоснование технологий

Использование проектного метода подразумевает организацию практической деятельности детей, в ходе которой дошкольники с помощью воспитателя поэтапно создают продукт, а именно, групповой мини-музей «Прошлое и настоящее Балахны». В ходе проекта у дошкольников формируются представления об истории города, о его настоящем, дети учатся анализировать полученную информацию, отбирать то, что им необходимо в работе по созданию продукта проекта, планировать свою деятельность, развиваются коммуникативные умения, умение объединяться, договариваться, распределять обязанности. В рамках проектного метода происходит интегрирование различных видов деятельности. Реализация системных знаний, чувств ребенка происходит в игре, движении, речи, продуктивных видах  деятельности, что, в свою очередь, приводит к изменению детьми предметно-развивающей среды группы и формирует у детей творческое отношение к окружающему миру.

Т.обр., используемая технология предоставляет оптимальную возможность осуществлять  две взаимосвязанные между собой линии психического развития: саморазвитие ребенка, стимулируемое собственной активностью ребенка, и процессы развития, детерминированные взрослым.

Описание педагогических условий описания опыта

С  2004 года  в воспитательно-образовательный процесс МДОУ была введена программа патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом» п/р Э.П.Костиной, основными задачами которой является воспитание любви к родному дому: семье, малой родине – родному городу и большой Родине – России. Педагогом был разработан перспективный план работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников, организована работа по оснащению предметно- развивающей среды группы с целью патриотического воспитания детей, по взаимодействию с семьей: проведение тематических родительских собраний, организация выставок совместных работ родителей и детей, проведение совместных праздников и развлечений. С целью формированию у детей представлений о родном городе педагогом была использована качественно новая технология  – проектный метод, в рамках которого использовались различные виды деятельности:

- познавательная деятельность:

1) серия экскурсий в городской краеведческий музей, историко-патриотический клуб «Глобус»:

·  Тема «Как жили наши предки в старину», цель: дать представление о музее, познакомить со старинными предметами русского обихода (одеждой, обувью, посудой, мебелью, транспортом), познакомить с одним из старинных балахнинских промыслов – кружевоплетением.

·  Тема «Легенды старого города», цель: познакомить с легендой о возникновении города, с одной из версий о происхождении имени города ( от слова «балахон»), дать представление об одном из старинных балахнинских ремесел – солеварении.

·  Тема « Стоит Балахна – полы распахня», цель: познакомить с новой версией о происхождении названия города, рассказать о балахнинской крепости, о первых защитниках Балахны.

·  Тема « Балахнинские корабелы», цель: познакомит детей со старинным промыслом Балахны – кораблестроением, с различными видами судов, оторые строились в Балахне (баржи, парусники, пароходы)

2) экскурсии на предприятия города: бумажный комбинат, картонный комбинат, мебельную фабрику,  хлебный завод;

3) экспериментирование, опытническая деятельность, цель: формирование экспериментальных действий по ознакомлению со свойствами материалов, которые производят на балахнинских предприятих (бумага, картон), материалов – полезных ископаемых балахнинского района (соль, песок, глина), формирование алгоритмических действий по ознакомлению с трудовым процесса изготовления продуктов балахнинских предприятий: бумаги, хлебобулочных изделий

- речевая деятельность: придумывание историй на тему «Жители старой Балахны»;

- продуктивная деятельность: создание макетов «Уголки старой Балахны», карты- схемы города, создание экспонатов - жителей старой Балахны, создание коллажей «Ремесла старой Балахны», альбома «Наш город»;

- игровая деятельность:

1) игры с правилами,  материал: экспонаты группового мини- музея «Прошлое и настоящее Балахны»:

·  дидактическая игра «Копилка «Улицы города, цель: закреплять название площадей города, умение узнавать их на фотографиях, ход: воспитатель раскладывает карточки с фотографиями улиц, площадей города по группе, дети двигаются врассыпную, по сигналу останавливаются, поднимают карточку, называют   «место» города, где они находятся;

·  настольная игра «Путешествие по городу», цель: закреплять название улиц, площадей, достопримечательностей, объектов города, развивать умение находить их на карте- схеме города, учить действовать в соответствие с правилами игры-гусек;

·  настольная игра «Что было и что будет», цель: соотносить одинаковые по назначению современные и старинные предметы домашнего обихода;

·  игра – аттракцион «Откроем выставку изделий балахнинских предприятий, цель: закреплять знания о промышленных предприятиях города, умение находить изделия балахнинских предприятий в окружающей обстановке;

·  настольная игра «Собери целое», цель: с упражнять в составлении герба Балахны из деталей;

·  настольная игра Парные картинки», цель: устанавливать связь между природными богатствами  Балахнинского района и изделиями, продуктами, которые из них изготавливают,

·  дидактическая игра «Звуковые загадки», цель:закреплять знания детей о труде людей, работающих на балахнинских предприятиях, о трудовых операциях, о результатах их труда, ход:  прослушивание на аудиокассете рассказов детей, о  труде  родителей, работающих на предприятиях города, по содержанию, результатам труда назвать соответствующее предприятие;

·  игра – эстафета «Легенда старого города», цель: закреплять в игре знания об истории  основания города, воспитывать честность при выполнении правил игры-эстафеты, ход:  пройти полосу препятствия : подлезание  под дугой  («пробраться через глухие дебри»), перешагивание с кочки на кочку («перебраться через топкое болотце»), прыжки через препятствие («солевое озерце»); взять предметы - кирпичики ( «строительный материал»);  побеждает та команда, которая быстрее пойдет полосу препятствий и построит корабль;

2) сюжетно- ролевые  игры, цель: закрепление представлений детей о прошлом и настоящем родного города.

Самоанализ деятельности

Опрос детей показал, что до начала работы по проекту «Прошлое и настоящее Балахны» уровень  представлений детей о родном городе составлял 27 % : дети  знали название города, родного микрорайона, улицы, на которой проживают, называли 2-3- улицы , 2-3 культурных объекта, одно предприятие города – бумажный комбинат, после проделанной работы уровень представлений о родном городе повысился до 92 % : дети отвечали на вопросы, связанные с историей города, объясняли название города, узнавали греб Балахны, объясняли его значение, называли старинные ремесла Балахны, хорошо ориентировались на карте-схеме города: находили и называли все улицы города, социальные и культурные объекты, отмеченные на карте- схеме, называли 4 промышленных предприятия Балахны и продукты этих предприятий.

Анкетирование родителей показало, что до работы по проекту дети, в основном, интересовались городскими объектами развлекательного характера: парк, Дом культуры, то теперь появился интерес к истории города, который выражался в детских вопросах: «Что раньше находилось на этом месте?», в рассказах детей об истории города и его настоящем, участились посещения семьями городского краеведческого музея, именно по инициативе самих детей, появился интерес у самих родителей к истории нашего города, который выражается в желании получить информацию о прошлом Балахны, во внимании к наглядной информации на эту тему.

Произошло творческое преобразование среды развития ребенка на основе совместных разработок педагога и детей: групповой мини-музей «Прошлое и настоящее Балахны», экспонаты которого являются одновременно дидактическими пособиями для работы.

 

 

Технологическая карта № 2

    

Наименование опыта

Ознакомление дошкольников с большой Родиной - Россией

Формулировка цели

Формирование представлений о России как о родной стране на основе ознакомления дошкольников с малой родиной своих родных, воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

Педагогическая идея

Сущность педагогического опыта заключается в учете

психологических особенностях детей дошкольного возраста:  воспитание таких сложных чувств, как гражданско-патриотических: любовь и гордость за свою родину, понимание неповторимости истории и культуры родной страны, частью которых является государственная символика, - у дошкольников начинается с отношения к самым близким людям, к тому, что его окружает: к семье, к своему дому, детскому саду, к родному городу.

Прогнозируемый результат

·        развитие представлений детей о своей стране,

·        создание системы работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников

Выбор и обоснование технологий

Работа по патриотическому воспитанию осуществляется по программе «Мой родной дом» п/р Э.П.Костиной.  Концепция программы «Мой родной дом» - формирование чувств гражданственности и патриотизма начинает с воспитания отношения к самым близким людям: родителям, бабушке, дедушке, к любви к своему дому.

Описание педагогических условий описания опыта

Патриотическое воспитание старших дошкольников, в содержании которого входит такое сложное понятие, как государственная символика, мы начинаем с ознакомления с малой родиной – городом Балахной. Знакомим с настоящим города: природой, внешним обликом города, с трудовой деятельностью людей, работающих на предприятиях города, с изделиями, которые они выпускают. На основе накопленных представлений дети знакомятся с историей города: внешним обликом Балахны в прошлом, со старинными балахнинским ремеслами, и постепенно, подводим детей к осознанию символики родного города- герба Балахны, элементы которого: кокоры для укрепления расшив, отражают исконный балахнинский промысел – судостроение.

Следующий этап работы – знакомство детей с малой родиной членов семей. Получая представления о тех местах, где родились, росли, жили их родные и близкие, дети начинают понимать, что это частички огромной страны, их большой Родины – России.

На завершающем этапе работы формируем у дошкольников представление, что Россия – это не только природа, города и села, в которых живут и трудятся люди, это государство, где есть столица, в которой работают правительство и президент. И как каждое государство Россия имеет свои государственные символы: флаг, герб и  гимн.

Самоанализ деятельности

·        развитие  интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

возраст

представления о себе

представления о семье

представления о детском саде

представления о родном городе

представления о родной стране

сформиованность интегрированного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

о внешности

о вкусах и предпочтениях

младший возраст

100%

83%

83%

 

 

 

89%

средний возраст

75%

100%

75%

38%

 

 

72%

старший возраст

100%

100%

88%

75%

50%

 

83%

подготовительная группа

75%

100%

100%

50%

100%

100%

88%

 

·        оснащение предметно-развивающей среды: создание групповых уголков патриотического воспитания, создание детских портфолио: страницы «Моя семья-точка на карте России»,

·        взаимодействие с  городским краеведческим музеем, с детской библиотекой: разработка совместного плана работы по теме «Ознакомление дошкольников с большой Родиной – Россией»

Дата последнего обновления страницы 12.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»