сайт старшего воспитателя МБДОУ "Детский сад № 20"

 

консультации для родителей

 

 ИГРА, ЕЕ  РОЛЬ В  ЖИЗНИ И  РАЗВИТИИ  ДЕТЕЙ              

 

 

 

«Мама, дай и мне помыть посуду», «Я хочу погладить утюгом»,-такие просьбы дошкольников – постоянный фон семейных забот. Интерес малыша ко всему «взрослому», «настоящему» огромен. Вот 4-летний помощник старательно водит по полу пылесосом, вот он помогает поливать грядки на даче: везде и всюду наши хлопоты сопровождает любопытный взгляд. Что-то мы поручаем ребенку, чаще отмахиваемся или просто «даем подержать»: маленькие, неумелые ручки могут небрежно обойтись с дорогой посудой, утюгом, паяльником…. Тут следи и следи! Куда легче оставить малыша с игрушкой и действовать самому.

Да, вклад современного ребенка-дошкольника в наш семейный, домашний труд пока невелик. Но так было не всегда. В прошлые времена ребенок рано начинал трудовую жизнь: 4-летний «мужчина» ловко управлялся с маленьким луком, арканом, ставил капканы на птиц, 5-летняя девочка носила в дом воду, работала с мамой в поле, шила одежду…Ну и конечно, основная работа детей 4-7 лет: уход за младшими братьями и сестрами. С утра и до вечера 6-летняя девочка возится с малышом, кормит, следит, у мамы- другие заботы. В общем, ребенок вносил отнюдь не «игровой», а вполне серьезный, весомый вклад в трудовые будни семьи, в производство пищи, одежды, уход за младшими.

Что же произошло? Усложнился труд. Маленький лук, копье,аркан

Можно доверить и шестилетке, но можно ли доверить ему раскаленный утюг, токарный станок, руль автомобиля? Требования современных орудий и предметов труда к уровню психических и физических способностей человека сильно возросли. Настолько, что сделали фактически невозможным полноценное участие в в труде детей дошкольного возраста. Правда, у ребенка с 6-7 лет появляется новый, серьезный вид труда- школа. Но до 6 лет малыш свободен и от этого. Да и нужен ли обществу его труд? Производи-тельность современного труда высока- вполне достаточна для того, чтобы экономически обеспечить дошкольника, не требуя ничего взамен.

Итак, в жизни современного малыша возникает период, когда он свободен от серьезного участия в труде, избавлен от забот о «хлебе

насущном», не страшится ни голода, ни холода, ни болезней. Все необходимое каким-то «волшебным» образом появляется на семей-

ном столе, в платяном шкафу – и никаких забот. Но ведь так хочется принять участие в жизни мамы и папы, в жизни взрослых людей. Пусть не по-настоящему, пусть «понарошке». А что если в  это… поиграть? Зачем долго ждать пока вырастешь, если уже сейчас, теперь можно « сесть» за штурвал корабля, взять в руки скальпель хирурга, слетать в космос? Благо игрушек хоть отбавляй!

От пластикового молоточка до ракеты, от куклы до игрушечного те

атра. Корабли, машины, самолеты, инструменты, пластиковые и резиновые, простые и заводные, механические и электрические – да ведь это целый мир! Мир созданных человеком орудий, пусть уменьшенных и упрощенных, но зато таких доступных. Бери и пользуйся! Плыви по океанам, сражайся с пиратами, защищай Родину от врагов!

И дошкольник начинает играть.Вернее, начинает он раньше. Первые, самые простые игры возникают у ребенка на 2-м году жизни.Малыш «кормит» куклу, «купает» мишку или воображает, как кормят и купают его самого. Казалось бы простое подражание. Но нет. Тут новый шаг в психическом развитии ребенка. Ведь он впервые осмысленно использует предметы как игрушки: палочку как « градусник», лоскуток в качестве «одеяла». Чайной ложкой он набирает несуществующую «кашу», в пустом стакане подносит «воду». Игровые предметы важны для него не сами по себе, а как символы: заместители тех, «настоящих», подразумеваемых, находящихся в воображении, т.е. в сознании малыша появляются предметные символы – начинает развиваться такой психический процесс как воображение.

Игра 3-5-летних сложнее. Простое воспроизведение действий с предметами уже не устраивает ребенка: ему хочется принять участие в «настоящей» жизни. Появляются роли, игра становится коллективной. Братья и сестры играют вместе, но чаще « подыгры-вать» приходится нам взрослым. Разнообразны сюжеты детских игр! Тут и «дочки- матери», семья, быт, и трудовые будни папы и мамы, и приключения. Чем старше дошкольник, тем сложнее и романтичнее» сюжеты игры, тем дальше они от хорошо знакомых бытовых сцен. Все то новое, что прочитали ему в книгах, что он увидел в кино, по телевизору – весь знакомый мир хочет вовлечь ребенок в игру, воспроизвести, принять в событиях личное, действенное участие. В этом причудливом сюжетном калейдоскопе быстро чередуется работа врача, шофера, летчика, космонавта, средневекового рыцаря.

И вот что интересно: хотя игра – модель реальной жизни и отражает реальные взаимоотношения людей, она в тоже время полна чудес, волшебных превращений. Малыша не очень заботит то, что вместо ракеты у него – пар стульев, а вместо шлема – картонный цилиндр. Фантазии малыша оживляют, одушевляют все, даже неживые, предметы. Игровые законы вовсе не препятствуют тому, чтобы неодушевленный предмет ожил, а плюшевый мишка заговорил человеческим голосом. Воображение ребенка не только копирует, воспроизводит, но и создает, преображает, творит: в игре возникают моря и реки, пустыни и горы, дома и города.

Дошкольный возраст справедливо называют возрастом игры.

С какими же проблемами сталкиваются родители, когда детям наступило время играть? Основной вопрос, который интересует родителей дошкольников, сколько времени следует предоставить ребенку для игры? Многие, относясь к игре как к бесцельной забаве,как отдыху, полагают, что для игры можно оставить совсем немного времени, и как можно раньше стараются привлекать детей к разнообразным занятиям: обучению чтению, иностранному языку, занятиям в кружках и спортивных секциях.

Однако пр этом многие забывают, что если ребенок не научился играть, если его не привлекают игрушки, если он не может создать сюжетно-ролевую игру, привлечь к ней своих друзей, у такого малыша не будет успехов и в «серьезной» деятельности.

Игра –это особая , необходимая для нормального развития ребенка деятельность, в которой идет формирование мышле-

ния (ребенок овладевает умением обобщать и анализировать), памяти (ребенок запоминает  и припоминает то, что нужно в дан-

ный момент), внимания( способность собраться, сконцентриро-ваться), развитие воли(способность к сдерживанию непосредст-венных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправ-ленному, произвольному поведению), фантазии.

Все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут начало в детской игре . Не случай-

но педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.   

                           ВРЕМЯ   ИГРАТЬ

 

 

 

Главной воспитательной задачей родителей дошкольников должна быть помощь ребенку в создании полноценной игры

 

·       Обогащайте сюжеты детских игр, игре дошкольника обязательно нужен сюжет, «тема». Иногда ребенок предлагает тему сам, почерпнув ее из того, что увидел, понял, запомнил. Но чаще обращается к вам, родителям. Мама, папа, во что мы будем играть?» - вопрос едва ли не ежедневный. Во что? Да во что угодно! Можно поиграть в мамину и папину работу, в труд врача, строителя, учителя.  Но лучше совместить приятное с полезным: «подкинуть» сыну или дочке что–нибудь новенькое, неизвестное. Сегодня поиграем в первобытных людей. Изобразим, как они жили, как охотились на мамонта и медведя, как рисовали в пещерах фигуры зверей, как танцевали при свете дымящихся факелов. Завтра – в то, как жили и сражались древние греки и римляне. А средневековье? Замки, балы, турниры рыцарей, закованных в латы.А век Великих географических открытий? На каравеллах  отправимся в безбрежные просторы океана на поиски, новых загадочных земель. Можно играть и в «будущее». Пофантазируем, что будет через сто, двести лет? За несколько дней вся история проходит на глазах малыша, а главное – с его личным участием. А значит он не пассивен. Он задает вопросы. Ему обязательно нужно знать, чем охотились первобытные люди, во что одевались рыцари, что открывали первые мореходы.

Польза всего этого для малыша огромна:

1.    Обогащается запас знаний ребенка, происходит развитие его интеллекта.

2.    Развивается личность ребенка, растете сфера его духовных потребностей, интересов.

3.    Растет привязанность ребенка к вам, родителям.

 

 

 

·       Выступайте в игре партнером ребенка, для дошкольника важен тот стиль общения, который складывается между ним и взрослым в игре. В обычной жизни мы волей-неволей выступаем в роли учителя: даем ребенку задания, контролируем, поощряем или наказываем. Такой авторитарный стиль общения задан нам самой жизнью: слишком велик разрыв в знаниях, умениях и интересах между нами и малышом. 2-летний ребенок легко мирится с этим, для него это естественно. А вот ребенку постарше этого мало. Ему хочется быть « на равных», хочется видеть во взрослом не только покровителя и учителя, но и партнера и товарища. И это с избытком дает ему ролевая игра, участвуя в которой взрослый ведет определенную роль, а ролевые правила одни для всех. Игра тем и хороша, что в ней и дети, и взрослые – все вносят свой вклад в развитие игрового сюжета. И нередко со стороны малыша этот вклад больше. А следовательно, ребенок чувствует свою силу, свою значимость. Иными словами, стиль общения в игре демократичен. И не случайно именно ролевая игра вносит большой вклад в формирование у дошкольника важнейшего личного качества – независимости в мышлении и поведении.

·       Будьте осторожными, тактичными, деликатными в своих воздействиях на игру вашего ребенка с другими детьми. Игра – это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность. Поэтому не спешите вмешиваться в игру, не спешите сразу же разрешать игровые конфликты, выручать , избавлять, утешать. Например, дети играют на улице, определились лидеры, свои правила, традиции. Нимало не интересуясь этим, мама подталкивает свою девочку вперед: «Ну, иди же поиграй с ними!» Девочка медлит, стесняется, она из робких. Она-то наделена проницательностью и чувствует, что нельзя войти в игру «просто так». А может быть, однажды ее не приняли, и теперь нужно время, чтобы попривыкнуть, поискать свой собственный путь к детям…Но мама ждать не хочет, подходит к играющим, тянет свою дочь за руку: «Вот! Поиграйте с ней!» Дети смущены, игра приостановлена, новенькую нехотя принимают. Теперь, кажется, игра может возобновиться, пойти дальше, все еще может быть хорошо. Но бдительное око мамы не дремлет. Новая бестактность: «Почему у вас водят одни и те же? Теперь ее очередь!» Игра прервана, и все неприятные эмоции и чувства направляются к новенькой! Мама хотела помочь, а привела к изоляции ребенка в коллективе детей. Теперь девочке будет еще труднее налаживать контакты с детьми…

·       Наблюдайте за тем, каков ваш ребенок в игре. Очень часто родители, которым казалось, что они знают все о своем ребенке, впервые наблюдая за его игрой в коллективе сверстников, бывают глубоко удивлены – они ли это, их собственные дети? Не беда, если по началу в коллективной игре вашему ребенку не достаются главные, лидерские роли, не будем спешить, затормозим свое непосредственное желание помочь, вмешаться. Может быть, скоро малыш сам найдет пути для реализации своего желания стать командиром, сумеет сам заинтересовать партнеров по игре. А может быть ваш ребенок по своему личностному складу вообще не лидер и прекрасно чувствует себя подчиняясь другим. Но он хорошо знает, лучше него никто из друзей не сможет подобрать нужные предметы для игры воспроизвести роль. А может быть, он умеет всех помирить, утешить, если кого-то нечаянно обидели. Родителям не следует навязывать своим детям в игре именно ту роль, на которую им самим бы хотелось бы претендовать. Лучше понаблюдать и принять те игровые ценности ребенка, которые есть у него самого. А вот если вы из наблюдений поняли, что ребенок не справляется со сложными правилами игры в мяч или в классики и поэтому оказывается в игре на вторых ролях, не пожалейте времени, позанимайтесь с ребенком, попробуйте развить его навыки в игре, внушите, что если он захочет, то сможет научиться играть лучше. Этим вы не только обогатите игру, но и поможете ребенку найти свое место в детском коллективе, а это, пожалуй, самая большая радость, которую вы можете принести своему ребенку.     

 

 

 

        СКОЛЬКО НУЖНО ВРЕМЕНИ ДЛЯ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ В РАЗВИТИИ ИГРЫ

 

Много ли нужно времени для помощи ребенку в развитии игры? Нет, совсем немного. Очень часто, общаясь с детьми, мы тратим время впустую. А для развития игры достаточно использовать то время, которое родители уделяют обычным повседневным делам: кормлению, прогулкам, укладыванию спать. Для развития содержания сюжетно –ролевых игр дети должны знать о разнообразных занятиях взрослых. И здесь одних только наблюдений самого ребенка бывает недостаточно, нужны разъяснения родителей. Например, если вы готовитесь к кормлению ребенка, то вместо бесполезных напоминаний о том, что нужно есть и как вести себя за столом, можно организовать игру « в кафе» и по ходу дела объяснять малышу, у кого какие обязанности: как готовит повар, как ведут себя посетители. Так можно рассказать обо всем: о магазине, библиотеке, заводе, театре. Вы увидите, как после таких рассказов обогатится игра вашего ребенка. Часто во дворах можно встретить молчащих родителей. А прогулку можно сделать интересной, достаточно обратить внимание ребенка на то, что происходит вокруг. Такой рассказ поможет и будущей игре малыша. Для развития игры важно не только перечислять и называть что-то, например: вот магазин, здесь продаются продукты, магазин большой, он открывается утром, но и объяснять, что делает продавец, как он показывает товары, как разговаривает с покупателями, а потом попробовать разыграть игровой сюжет, и можно не сомневаться: малыш с удовольствием продолжит такую игру и привлечет к ней товарищей. 

 

 

 

КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ РЕБЕНКУ

 

В последние годы, в связи с увлечением ранним обучением дошкольников, появились попытки интеллектуализировать игру, т.е. превратить все игры в дидактические занятия и упражнения, в которых отрабатываются различные мыслительные навыки. Само по себе любое занятие с ребенком полезно, однако нельзя, чтобы из детства исчезала игра. Необходимо предоставить дошкольнику все возможности для развития сюжетно-ролевых индивидуальных игр. Поэтому родители наряду с развивающими дидактическими игрушками: кубиками, досками с вкладными фигурами, лабиринтами, настольно –печатными играми, предоставляли детям все то, что необходимо для воспроизведения игровых сюжетов в магазин, почту, больницу, дом, гараж, детский сад – разнообразные игрушки, копирующие реальные взрослые вещи: посуду, мебель, машины, строительный материал, мягкие игрушки, куклы. Для сюжетно-ролевых игр необходимо приготовить и всевозможные неоформленные мелкие предметы, которые могут быть заместителями продуктов, лекарств, все то что может понадобиться ребенку для реализации сюжетного замысла. Очень хорошо, если родители позволяют ребенку использовать коробки, деревянные бруски, палочки – все, то что помогает в игре детям и к чему мы, взрослые, чаще всего относимся как к ненужному мусору.

Очень полезно приобрести несколько кукол-бибабо, с которыми можно разыгрывать разнообразные сценки.

Нельзя забывать и об игрушках для развития двигательных навыков. Это набор мячей разных размеров, кегли, серсо, стрелы и мишень для попадания в цель.

Необходимо создать условия, в которых ребенок мог бы играть с водой, глиной, песком.

Хорошо, если у ребенка по ходу игры возникает желание сделать игрушку самостоятельно. Здесь творчеству и фантазии родителей нет предела. Не жалейте времени на совместные с ребенком игры и занятия, особенно тогда когда вам необходимо помочь малышу в реализации его замысла. В такие моменты в вашем ребенке рождается Творец, помогите его рождению!

Можно помочь ребенку в изготовлении разнообразных кукол, их можно сделать из деревянных брусочков или ложек, нарисовав красками или фломастерами забавную рожицу, можно сшить куклу из ткани, можно сделать куклу из бумажного пакета. Для игры « в дом» очень хорошо помочь ребенку изготовить квартиру из картона с открывающимися дверками и заполнить дом разнообразными вещами: внутреннее убранство дома может быть изготовлено из предметов, которые всегда найдутся в доме: пуговиц, мелких коробок, катушек. Очень несложно сделать игрушечный телевизор и показывать фильмы, которые придумает и нарисует ваш малыш. Для этого в картонной коробке вырезается экран, а на длинном листе бумаги, свернутой в рулон на карандаш, рисуется фильм. Вращая карандаш, вставленный в коробку перед экраном, ребенок покажет вам  и своим куклам собственную телевизионную программу.

Итак, фантазируйте, придумывайте вместе с вашими детьми!

 

Дата последнего обновления страницы 12.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»