Программное содержание:
· Закреплять знания детей о родном городе, его достопримечательностях: учреждениях и предприятиях, улицах и площадях, труде людей; об истории Балахны: истории ее возникновения, исторических местах, о старинных ремеслах.
· Развивать пространственную ориентировку при работе с картой-схемой, умение устанавливать связь между окружающими предметами и предприятиями города, их выпускающими, развивать презентационные умения при демонстрации персонажей- экспонатов.
· Воспитывать умение работать в коллективе: умение совместно обсуждать задание, находить его решение.
План:
1. Сообщение цели
2. Разминка «Улицы города»
3. Конкурс «Путешествие по родному микрорайону»
4. Конкурс «Звуковые загадки»
5. Игра-соревнование «Выставка изделий балахнинских предприятий»
6. Эстафета «Легенда старого города»
7. Конкурс «Уголки старой Балахны»
8. Рассказывание участников команд на темы «Жители деревеньки Курзы», «Обитатели Балахнинской крепости»
9. Конкурс «Картинки-загадки»
10. Анализ.
11. Постановка цели нового проекта.
Оборудование:
Демонстрационные стенды, подиум для демонстрации экспонатов, карта-схема города, фотографии улиц, предприятий, учреждений города, набор предметов: образцы бумаги, картона, макеты мебели, образцы хлебобулочных изделий, макеты деревеньки, крепости, картины- коллажи о древних ремеслах Балахны, физкультурное оборудование для проведения эстафеты, мольберты, панно для подсчета баллов, магнитофон, аудиокассета с записанными рассказами детей, сундук со старинными предметами русского быта
Методы |
Ход занятия |
Действия детей |
Сообщение цели |
Сегодня у нас особенный день. В нашей группе открывается музей, посвященный городу Балахне. Этот музей необычный: все предметы в нем – экспонаты созданы вашими руками – руками участников команд « Умники» и
« Знайки». Сегодня вы будете представлять свои экспонаты и выполнять задания. Мы увидим, какая команда лучше знает свой город |
Слушают |
Разминка «Улицы города» |
Каждая команда сделала для музея карту-схему того района, где живут ее участники. С ее помощью предстоит совершить необычное путешествие . Чтобы не заблудиться, проведем разминку: «Кто больше знает улиц родного города»
(за каждый ответ выдаются фишки, по окончанию разминки подсчитывается их количество, команде, получившей наибольшее количество фишек, присуждается балл) |
Участники команд по очереди называют улицы города
|
Конкурс «Путешествие по родному микрорайону» |
К путешествию готовы, отправляемся.
Команды должны найти, назвать и обозначить предприятия и учреждения, которые находятся на улицах нашего города. Чтобы ваша прогулка стала более интересной, предлагаю командам поменяться картами-схемами.
Наше путешествие подходит к концу (подводятся итоги конкурса)
Теперь эти карты мы помещаем в музей. (размещение карт на демонстрационном стенде) Посмотрите: из 2-ух половинок получилась карта нашего микрорайона Правдинск, и теперь гости , которые придут в наш музей, сразу могут увидеть улицы, интересные места нашего микрорайона, его предприятия |
Участники каждой команды рассматривает предложенную ей карту, отыскивают и обозначают фотографиями недостающие учреждения и предприятия |
Конкурс «Звуковые загадки» |
А знаете ли вы, что делают люди на этих предприятиях?
Вот это мы сейчас узнаем . Участники приготовили загадки, где рассказывают о работе своих родных. Соперникам нужно угадать, кто где работает? |
Выслушивают записанный на аудиокассете рассказ ребенка, называют предприятие города, где работает папа или мама участника команды |
Игра-соревнование «Выставка изделий балахнинских предприятий» |
А сейчас пора в нашем музее открыть выставку изделий предприятий города. Участники должны среди приготовленных предметов выбрать те, которые делают на балахнинских предприятиях, и разместить их в музее. Команда, которая быстро и безошибочно выполнит задание, будет считаться победителем этого конкурса.
Подведение итога конкурса:
Давайте проверим, какое изделие разместили? Почему? На каком предприятии оно изготовлено? |
Участники подходят к столу с предметами, выбирают, расставляют экспонаты на подиуме |
Игра-эстафета «Легенда старого города» |
Для следующего конкурса нужно вспомнить, что мы знаем о прошлом нашего города. Как возник наш город?
Нам, как когда-то братьям Плесянычам, у которых поломался корабль, надо будет пробраться через глухие дебри (пролезть под дугой), перебраться через топкое болотце
( перешагивание с кочки на кочку), перепрыгнуть через соленое озеро, наконец, взять материал (кирпичи) для постройки судна и вернуться назад. Затем в путь отправляются следующие участники. В игре побеждает та команда, которая быстро проберется через препятствия, перенесет строительный материал и первая построит корабль. |
Вспоминают легенду об основании Балахны братьями Плесянычами
Дети по очереди проходят полосу препятствий и участвуют в строительстве
«корабля» |
Конкурс «Уголки старой Балахны» |
Наша работа по созданию музея продолжается. Я думаю, что гостям, которые придут в наш музей, будет очень интересно узнать, как город Балахна выглядел в прошлые времена. Каждая команда сделала макет одного из уголков старой Балахны. Но прежде чем разместить их в музее, участникам предстоит узнать и назвать, какое место города создала команда соперников.
Вопросы для первой команды:
Вы узнали этот уголок Балахны? Где находилась балахнинская крепость? Для чего она была нужна? Кто защищал город от врагов? Почему эта крепость не сохранилась до наших дней?
Вопросы для второй команды:
Как вы думаете, что это за деревенька? Я вам дам небольшую подсказку: в старину про эту деревеньку ходила присказка «Здесь жил татарин Мурза, а называется деревенька …..» Существует ли эта деревенька в настоящее время? Почему она исчезла? Что сейчас находится на месте деревни Курза? (подводятся итоги конкурса) |
Команды обмениваются макетами крепости и деревеньки, обсуждают.
Договаривают название деревни |
Рассказывание участников команд «Жители деревеньки Курзы»,
« «Защитники Балахнинской крепости» |
Участники каждой команды со своими родителями придумали и создали жителей этих уголков нашего города и сейчас о них расскажут |
Дети вносят персонажей и рассказывают о них |
Конкурс «Картины-загадки» |
Гостям нашего музея будет интересно узнать, каким трудом занимались люди, жившие в старые времена в нашем городе. Вот здесь у нас будет располагаться выставка картин, которые создали обе команды. Но эти картины не простые, а картины-загадки. От соперников требуется угадать, какое старинное ремесло изображено на картине: каким трудом заняты люди?
( оценка ответов) |
Рассматривают картины, угадывают |
Анализ |
Подведем итоги: сколько очков заработала каждая команда.
Какие бы не были результаты, главное то, что обе команды потрудились на славу и создали в нашей группе хоть и маленький, но замечательный музей, в который мы будем приглашать наших родителей, работников нашего детского сада, детей из других групп для знакомства с нашим родным городом. |
Подсчитывают. |
Постановка цели нового проекта: создание уголка русского быта |
Работа по созданию музея на этом не заканчивается. Я тоже приготовила экспонаты. Вот они лежат в этом сундуке, давайте откроем и посмотрим ,что здесь есть?
Как вы думаете, должны эти предметы находиться в нашем музее? Почему?
Рассматривая эти вещи, можно узнать об обычной жизни жителей Балахны в старые времена: из какой посуды они ели и пили, какая обстановка была у них дома. Но этих вещей у нас очень мало, поэтому я вас прошу, поговорите дома с родителями, бабушками, дедушками. Может быть у вас дома сохранились старые вещи, которые бы очень пригодились нашему музею. |
Помогают достать из сундука старые вещи, рассматривают, называют.
Отвечают. |