сайт старшего воспитателя МБДОУ "Детский сад № 20"

 

конспект занятия "В гостях у волшебника Звука"

 

 

Программное содержание:

Закреплять представления детей о причине возникновения и усиления звука, причине возникновения эха, подводить к осознанию связи между колебаниями предмета и возникновением звука, размером предмета и высотой звука; развивать умение различать звуки природы, улицы, дома, умение слушать музыкальные произведения, выделяя средства музыкальной выразительности, на основе восприятия звуков мира; воспитывать интерес к музыкальным и немузыкальным звукам, желание экспериментировать со звуком.

Материал:

Разные емкости: банки, кастрюли, ведра, коробки и т.д. разного размера, листы бумаги, скрепки, железная палочка, банки с водой, закрытые крышками ( на внутренней стороне крышек кусочки гуаши), карточки с изображением частей тела: рука, нога. Язык, губы, шкатулка, указатель, макеты с изображением улицы, дома, природы, плоскостные макеты нот, аудиокассеты с записями звуков природы, дома, улицы, с музыкальными произведениями А.Вивальди «Зима», А.Аренский «Лесной ручей», П Чайковский «Жаворонок»

План:

  1. Проблемно – игровая ситуация «Несостоявшееся знакомство»
  2. Опыт «Как сделать звук громче?»
  3. Сюрпризный момент «Чудесные банки»
  4. показ опыта «Музыкальные банки»
  5. Игра со звуком «Необыкновенный оркестр»
  6. Игра со звуком «Волшебное путешествие»
  7. задание «Музыкальные загадки»
  8. Проблемно – игровая ситуация «Озорное эхо
  9. Опыт «Как возникает эхо»
  10. Анализ

Предварительная работа:

Опыты: «Музыка или шум?», «Почему все звучит?», «Как распространяется звук», «Где живет эхо?», « «Почему Мишутка пищал?», «Как сделать звук громче?»,»Коробочка с секретом?», «Почему не слышно?», «Передай секрет», «Звуки в воде», «Почему комар пищит, а шмель жужжит?», «Поющая струна»

Игры со звуком «Замри и слушай», «Необычный концерт», «Звуки дома», «Звуки нашей группы», «Звуки наших музыкальных инструментов», «Звуки улицы». «Звуки природы», «Звуковой музыкальный калейдоскоп»

Слушание музыкальных произведений: Вивальди 1-я часть «Зима» из цикла «Времена года», Л Бетховен. Отрывок из 4-ой части «Гроза» 6- симфонии,, Григ «Ручеек», А.Аренский «Лесной ручей», Г. Свиридов  «Дождик», «Зима», А.Лядов «Дождик», П. Чайковский «Жаворонок», «Зимние грезы», «Осенняя песня» ( муз. сборник Радыновой «Мы слушаем музыку», тема: Природа и музыка)

  

 

   Методы

 

                              Ход занятия

 

   Действия детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

-Ребята, куда мы с вами попали? Что за предметы вокруг? А это кто?

Дети заходят в зал. В зале полумрак, светит гирлянда, на столах расставлены разнообразные предметы (разного размера банки, кастрюли, ведра, коробки, листы бумаги, скрепки и т.д.)

Дети рассматривают предметы, стоящие на столах, замечают «спящего» в углу волшебника Звука

Проблемно – игровая ситуация «Несостоявшееся знакомство»

Волшебник Звук просыпается, потягивается, замечает детей:

- Ба, да у меня гости! Здравствуйте.

- Что – что вы сказали? Не слышу.

- Что – что? ( прикладывает руку к уху)

- Все равно ничего не слышу (пожимает плечами, затем восклицает : «А!», подняв указательный палец вверх, словно осененный какой – то догадкой, пишет на листке несколько слов, протягивает воспитателю)

Воспитатель зачитывает вслух:

- Дорогие гости, посмотрите на предметы в моей волшебной комнате. Выберите тот, который сделает звук вашего голоса громче и поможет мне вас услышать.

 

 

Дети здороваются

Здороваются еще раз

Здороваются в третий раз

 

 

 

 

 

 

Опыт «Как сделать звук громче»

 

 

 

Воспитатель:

- Почему возникает звук?

- Как сделать звук громче?

- Вспомните, когда мы играли в путешествие, как наш капитан позвал людей с берега?

 

 

 

 

Волшебник:

- Вот теперь я вас услышал! Здравствуйте (ударяет себя по лбу, словно удивляясь своей рассеянности,  вынимает из ушей вату)

- Ах, какой я рассеянный! Я все думаю, почему слышу только с помощью рупора. Кстати, а вы знаете, почему рупор усиливает голос?

Дети подходят к столам, рассматривают предметы

 

Отвечают

 

 

Дети свертывают из листка бумаги трубку, скрепляют  скрепками, получая рупор, здороваются с волшебником с помощью рупора

 

 

 

 

Дети объясняют, что от звуков, от голоса в трубке образуются колебания, трубка начинает дрожать, и звук получается более громким

Сюрпризный момент «Чудесные банки»

Волшебник:

- Ну, а сейчас пора и познакомиться. Я – могущественный  волшебник – чародей, повелитель звуков. А эта комната – моя волшебная лаборатория. Будьте как дома. Здесь собраны предметы, с помощью которых я творю чудеса.

Воспитатель:

- А с виду обычные предметы: банки, ведра, кастрюли.

- Не скажите. Например, вот эти банки с водой не простые, а волшебные (берет банки, начинает их трясти, приговаривая заклинания, вода в банках окрашивается в разные цвета)

Воспитатель:

-Чудеса! Только что вода в банках была прозрачная, а теперь разноцветная.

Волшебник Звук:

- Вот какой фокус я вам показал.

Воспитатель:

- Волшебник Звук, а теперь посмотри, какой фокус мы тебе покажем. Эти банки еще и музыкальные (снимает с банок крышки)

Волшебник Звук:

-  Странно,  музыкальные инструменты я знаю, но про музыкальные банки никогда не слышал.

 

 

 

 

 

Дети садятся

 

 

 

 

 

Дети наблюдают

Показ опыта «Музыкальные банки»

Воспитатель вызывает по желанию ребенка, который  «играет» на банках с помощью железной палочки.

Волшебник Звук:

- Надо же, музыкальные инструменты не звучали, а получилась песенка. Как такое возможно?

Воспитатель:

- Ребята, объясните волшебнику, как получилась песенка?, при затруднении детей задает наводящие вопросы:

- Звуки, которые получаются при ударе железной палочки о банки, разные или одинаковые? (ударяет по первой и последней банкам)

- Какая по цвету банка издает самый высокий  звонкий звук? Банка какого цвета самый низкий глухой звук? Почему банки издают разные по высоте звуки?

- Молодцы. Вы поняли, что чем меньше предмет или, в нашем случае, количество воды, тем выше и звонче  звук, а чем больше предмет, тем звук, который он издает, ниже.

Волшебник Звук:

- Спасибо, ребята. Я вижу, что вы уже сами-маленькие волшебники звука.

Слушают звуковую композицию

 

 

 

Отвечают

 

 

Высказывают предположения

 

Слушают

 

Отвечают

 

 

Отвечают

 

 

Игра со звуком «Необычный концерт»

Воспитатель:

 – Волшебник Звук, сейчас ребята  подарят тебе еще одну необычную мелодию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волшебник:

- Спасибо! Какая необычная композиция из звуков получилась!

 

Дети подходят к столам, берут карточки с изображением частей тела, затем под руководством воспитателя- дирижера воспроизводят звуки с помощью тех частей тела, которые изображены у них на карточке: хлопают в ладоши, щелкают языком, топают ногой, создавая звуковую композицию

Игра со звуком «Волшебное путешествие»

Волшебник:

- Я хочу вам показать следующий экспонат моей волшебной лаборатории – вот эту чудесную шкатулку.

Воспитатель берет шкатулку, подносит к уху, трясет, подносит к уху детей, дает послушать:

- По-моему, шкатулка пустая (отдает шкатулку волшебнику)

Волшебник:

- Нет, эта шкатулка не пустая. Она полна самых разнообразных звуков: это звуки природы, звуки дома, звуки улицы.

Воспитатель:

- Значит, мы можем с помощью этой шкатулки отправиться в путешествие. Посмотрите на указатель (расставляет указатели): можно отправиться на природу – к морю, в лес, к речке, можно прогуляться по шумным улицам города, а можно отправиться домой, в тепло и уют.

 Когда я буду открывать шкатулку, и зазвучат звуки, вы должны определить какой это звук: звук природы, звук дома, звук улицы, - и отправиться в это место

 

Игра повторяется 3 раза, воспитатель меняет указатели местами

 

 

 

 

 

Дети слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подходят к указате

 

 

 

 

 

 

Дети слушают звуки, находят место, обозначенное условным знаком, соответствующее данному звуку, называют объект, явление

Задание «Музыкальные загадки»

Волшебник:

- Вот мы с вами и попутешествовали, теперь можно  отдохнуть. Но только совсем недолго, я приготовил для вас новое волшебство, очень трудное. Видите эти ноты. Это не простые нотки, а музыкальные загадки. Я прикоснусь к ним, и зазвучит музыка. Вы должны сказать, о чем эта музыка, что она вам напоминает.

Волшебник дотрагивается до ноты, звучит музыкальное произведение (аудиозапись)

- О чем эта музыка?

- А сейчас послушаем отгадку

 

 

 

 

 

Воспитатель:

-Ребята, объясните волшебнику, как вы догадались, что это  музыкальное произведение о птице ( метели, ручье) ?

 

Садятся на места

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения

Слушают звуки объектов, явлений, соответствующие музыкальному произведению

Дети называют средства музыкальной выразительности, с помощью которых были переданы образы, явления в музыкальных произведениях

Проблемно – игровая ситуация «Озорное эхо»

Волшебник:

- Вы справились со всеми моими заданиями. Я хочу подарить вам чудесный сундучок с волшебными дарами (показывает сундук, хочет открыть, но не может)

- Что случилось? Почему я не могу открыть сундук? Чьи это шутки?

Эхо ( фонограмма) :

- Шутки…

Волшебник:

- Это кто?

Эхо:

- Кто…

Волшебник (шепотом):

- Ребята, это эхо, которое живет в моей волшебной лаборатории. Оно такое озорное! Но я знаю, как можно с ним подружиться. Это очень просто: нужно сказать слово « дружба»

Воспитатель пробует открыть сундук, тот не открывается.

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети произносят слово «дружба»

 

 

Опыт «Как возникает эхо»

Волшебник:

-Это слово нужно сказать так, чтобы его повторило эхо. А как возникает эхо?

 

 

 

 

Воспитатель:

- Посмотрим и найдем в этой волшебной лаборатории предметы, которые помогут нам сделать эхо.

 

 

 

 

Волшебник открывает сундук, достает подарки: картинки с изображением музыкальных инструментов- игрушек, материал для их изготовления:

- Я хочу, чтобы вы стали моими учениками – маленькими волшебниками звуков.  Я вам дарю не простые коробочки, баночки, бутылочки, палочки. На картинках нарисованы музыкальные инструменты, в которые вы можете их превратить, чтобы получать прекрасные мелодичные звуки

 

Отвечают, что эхо возникает, когда звуки голоса «ударяются» как мячик о твердые предметы и возвращаются к нам назад в виде эха

 

Дети среди предметов отыскивают те, с помощью которых можно получить эхо, говорят в них слово «дружба»

Анализ

Волшебник:

- Я рад, что познакомился с вами. Но сейчас моя волшебная лаборатория закрывается. Я не прощаюсь, мы будем с вами постоянно встречаться. Как?

Воспитатель:

- Волшебник будет приходить к нам в виде тех звуков, которыми полны окружающие нас вещи,  которые произносите или поете вы сами и другие люди,  в виде тех  звуков, которые вы научитесь извлекать из музыкальных инструментов, а также в виде чудесной музыки, которая звучит сейчас.

 

 

 

Думают, отвечают

 

 

 

 

 

Прощаются с волшебником, уходят из зала

 

Дата последнего обновления страницы 12.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»