Программное содержание:
Закреплять представления детей о причине возникновения и усиления звука, причине возникновения эха, подводить к осознанию связи между колебаниями предмета и возникновением звука, размером предмета и высотой звука; развивать умение различать звуки природы, улицы, дома, умение слушать музыкальные произведения, выделяя средства музыкальной выразительности, на основе восприятия звуков мира; воспитывать интерес к музыкальным и немузыкальным звукам, желание экспериментировать со звуком.
Материал:
Разные емкости: банки, кастрюли, ведра, коробки и т.д. разного размера, листы бумаги, скрепки, железная палочка, банки с водой, закрытые крышками ( на внутренней стороне крышек кусочки гуаши), карточки с изображением частей тела: рука, нога. Язык, губы, шкатулка, указатель, макеты с изображением улицы, дома, природы, плоскостные макеты нот, аудиокассеты с записями звуков природы, дома, улицы, с музыкальными произведениями А.Вивальди «Зима», А.Аренский «Лесной ручей», П Чайковский «Жаворонок»
План:
- Проблемно – игровая ситуация «Несостоявшееся знакомство»
- Опыт «Как сделать звук громче?»
- Сюрпризный момент «Чудесные банки»
- показ опыта «Музыкальные банки»
- Игра со звуком «Необыкновенный оркестр»
- Игра со звуком «Волшебное путешествие»
- задание «Музыкальные загадки»
- Проблемно – игровая ситуация «Озорное эхо
- Опыт «Как возникает эхо»
- Анализ
Предварительная работа:
Опыты: «Музыка или шум?», «Почему все звучит?», «Как распространяется звук», «Где живет эхо?», « «Почему Мишутка пищал?», «Как сделать звук громче?»,»Коробочка с секретом?», «Почему не слышно?», «Передай секрет», «Звуки в воде», «Почему комар пищит, а шмель жужжит?», «Поющая струна»
Игры со звуком «Замри и слушай», «Необычный концерт», «Звуки дома», «Звуки нашей группы», «Звуки наших музыкальных инструментов», «Звуки улицы». «Звуки природы», «Звуковой музыкальный калейдоскоп»
Слушание музыкальных произведений: Вивальди 1-я часть «Зима» из цикла «Времена года», Л Бетховен. Отрывок из 4-ой части «Гроза» 6- симфонии,, Григ «Ручеек», А.Аренский «Лесной ручей», Г. Свиридов «Дождик», «Зима», А.Лядов «Дождик», П. Чайковский «Жаворонок», «Зимние грезы», «Осенняя песня» ( муз. сборник Радыновой «Мы слушаем музыку», тема: Природа и музыка)
Методы |
Ход занятия |
Действия детей |
|
Воспитатель:
-Ребята, куда мы с вами попали? Что за предметы вокруг? А это кто? |
Дети заходят в зал. В зале полумрак, светит гирлянда, на столах расставлены разнообразные предметы (разного размера банки, кастрюли, ведра, коробки, листы бумаги, скрепки и т.д.)
Дети рассматривают предметы, стоящие на столах, замечают «спящего» в углу волшебника Звука |
Проблемно – игровая ситуация «Несостоявшееся знакомство» |
Волшебник Звук просыпается, потягивается, замечает детей:
- Ба, да у меня гости! Здравствуйте.
- Что – что вы сказали? Не слышу.
- Что – что? ( прикладывает руку к уху)
- Все равно ничего не слышу (пожимает плечами, затем восклицает : «А!», подняв указательный палец вверх, словно осененный какой – то догадкой, пишет на листке несколько слов, протягивает воспитателю)
Воспитатель зачитывает вслух:
- Дорогие гости, посмотрите на предметы в моей волшебной комнате. Выберите тот, который сделает звук вашего голоса громче и поможет мне вас услышать. |
Дети здороваются
Здороваются еще раз
Здороваются в третий раз
|
Опыт «Как сделать звук громче» |
Воспитатель:
- Почему возникает звук?
- Как сделать звук громче?
- Вспомните, когда мы играли в путешествие, как наш капитан позвал людей с берега?
Волшебник:
- Вот теперь я вас услышал! Здравствуйте (ударяет себя по лбу, словно удивляясь своей рассеянности, вынимает из ушей вату)
- Ах, какой я рассеянный! Я все думаю, почему слышу только с помощью рупора. Кстати, а вы знаете, почему рупор усиливает голос? |
Дети подходят к столам, рассматривают предметы
Отвечают
Дети свертывают из листка бумаги трубку, скрепляют скрепками, получая рупор, здороваются с волшебником с помощью рупора
Дети объясняют, что от звуков, от голоса в трубке образуются колебания, трубка начинает дрожать, и звук получается более громким |
Сюрпризный момент «Чудесные банки» |
Волшебник:
- Ну, а сейчас пора и познакомиться. Я – могущественный волшебник – чародей, повелитель звуков. А эта комната – моя волшебная лаборатория. Будьте как дома. Здесь собраны предметы, с помощью которых я творю чудеса.
Воспитатель:
- А с виду обычные предметы: банки, ведра, кастрюли.
- Не скажите. Например, вот эти банки с водой не простые, а волшебные (берет банки, начинает их трясти, приговаривая заклинания, вода в банках окрашивается в разные цвета)
Воспитатель:
-Чудеса! Только что вода в банках была прозрачная, а теперь разноцветная.
Волшебник Звук:
- Вот какой фокус я вам показал.
Воспитатель:
- Волшебник Звук, а теперь посмотри, какой фокус мы тебе покажем. Эти банки еще и музыкальные (снимает с банок крышки)
Волшебник Звук:
- Странно, музыкальные инструменты я знаю, но про музыкальные банки никогда не слышал.
|
Дети садятся
Дети наблюдают |
Показ опыта «Музыкальные банки» |
Воспитатель вызывает по желанию ребенка, который «играет» на банках с помощью железной палочки.
Волшебник Звук:
- Надо же, музыкальные инструменты не звучали, а получилась песенка. Как такое возможно?
Воспитатель:
- Ребята, объясните волшебнику, как получилась песенка?, при затруднении детей задает наводящие вопросы:
- Звуки, которые получаются при ударе железной палочки о банки, разные или одинаковые? (ударяет по первой и последней банкам)
- Какая по цвету банка издает самый высокий звонкий звук? Банка какого цвета самый низкий глухой звук? Почему банки издают разные по высоте звуки?
- Молодцы. Вы поняли, что чем меньше предмет или, в нашем случае, количество воды, тем выше и звонче звук, а чем больше предмет, тем звук, который он издает, ниже.
Волшебник Звук:
- Спасибо, ребята. Я вижу, что вы уже сами-маленькие волшебники звука. |
Слушают звуковую композицию
Отвечают
Высказывают предположения
Слушают
Отвечают
Отвечают
|
Игра со звуком «Необычный концерт» |
Воспитатель:
– Волшебник Звук, сейчас ребята подарят тебе еще одну необычную мелодию.
Волшебник:
- Спасибо! Какая необычная композиция из звуков получилась! |
Дети подходят к столам, берут карточки с изображением частей тела, затем под руководством воспитателя- дирижера воспроизводят звуки с помощью тех частей тела, которые изображены у них на карточке: хлопают в ладоши, щелкают языком, топают ногой, создавая звуковую композицию |
Игра со звуком «Волшебное путешествие» |
Волшебник:
- Я хочу вам показать следующий экспонат моей волшебной лаборатории – вот эту чудесную шкатулку.
Воспитатель берет шкатулку, подносит к уху, трясет, подносит к уху детей, дает послушать:
- По-моему, шкатулка пустая (отдает шкатулку волшебнику)
Волшебник:
- Нет, эта шкатулка не пустая. Она полна самых разнообразных звуков: это звуки природы, звуки дома, звуки улицы.
Воспитатель:
- Значит, мы можем с помощью этой шкатулки отправиться в путешествие. Посмотрите на указатель (расставляет указатели): можно отправиться на природу – к морю, в лес, к речке, можно прогуляться по шумным улицам города, а можно отправиться домой, в тепло и уют.
Когда я буду открывать шкатулку, и зазвучат звуки, вы должны определить какой это звук: звук природы, звук дома, звук улицы, - и отправиться в это место
Игра повторяется 3 раза, воспитатель меняет указатели местами |
Дети слушают
Подходят к указате
Дети слушают звуки, находят место, обозначенное условным знаком, соответствующее данному звуку, называют объект, явление |
Задание «Музыкальные загадки» |
Волшебник:
- Вот мы с вами и попутешествовали, теперь можно отдохнуть. Но только совсем недолго, я приготовил для вас новое волшебство, очень трудное. Видите эти ноты. Это не простые нотки, а музыкальные загадки. Я прикоснусь к ним, и зазвучит музыка. Вы должны сказать, о чем эта музыка, что она вам напоминает.
Волшебник дотрагивается до ноты, звучит музыкальное произведение (аудиозапись)
- О чем эта музыка?
- А сейчас послушаем отгадку
Воспитатель:
-Ребята, объясните волшебнику, как вы догадались, что это музыкальное произведение о птице ( метели, ручье) ? |
Садятся на места
Высказывают предположения
Слушают звуки объектов, явлений, соответствующие музыкальному произведению
Дети называют средства музыкальной выразительности, с помощью которых были переданы образы, явления в музыкальных произведениях |
Проблемно – игровая ситуация «Озорное эхо» |
Волшебник:
- Вы справились со всеми моими заданиями. Я хочу подарить вам чудесный сундучок с волшебными дарами (показывает сундук, хочет открыть, но не может)
- Что случилось? Почему я не могу открыть сундук? Чьи это шутки?
Эхо ( фонограмма) :
- Шутки…
Волшебник:
- Это кто?
Эхо:
- Кто…
Волшебник (шепотом):
- Ребята, это эхо, которое живет в моей волшебной лаборатории. Оно такое озорное! Но я знаю, как можно с ним подружиться. Это очень просто: нужно сказать слово « дружба»
Воспитатель пробует открыть сундук, тот не открывается.
|
Слушают
Дети произносят слово «дружба»
|
Опыт «Как возникает эхо» |
Волшебник:
-Это слово нужно сказать так, чтобы его повторило эхо. А как возникает эхо?
Воспитатель:
- Посмотрим и найдем в этой волшебной лаборатории предметы, которые помогут нам сделать эхо.
Волшебник открывает сундук, достает подарки: картинки с изображением музыкальных инструментов- игрушек, материал для их изготовления:
- Я хочу, чтобы вы стали моими учениками – маленькими волшебниками звуков. Я вам дарю не простые коробочки, баночки, бутылочки, палочки. На картинках нарисованы музыкальные инструменты, в которые вы можете их превратить, чтобы получать прекрасные мелодичные звуки |
Отвечают, что эхо возникает, когда звуки голоса «ударяются» как мячик о твердые предметы и возвращаются к нам назад в виде эха
Дети среди предметов отыскивают те, с помощью которых можно получить эхо, говорят в них слово «дружба» |
Анализ |
Волшебник:
- Я рад, что познакомился с вами. Но сейчас моя волшебная лаборатория закрывается. Я не прощаюсь, мы будем с вами постоянно встречаться. Как?
Воспитатель:
- Волшебник будет приходить к нам в виде тех звуков, которыми полны окружающие нас вещи, которые произносите или поете вы сами и другие люди, в виде тех звуков, которые вы научитесь извлекать из музыкальных инструментов, а также в виде чудесной музыки, которая звучит сейчас. |
Думают, отвечают
Прощаются с волшебником, уходят из зала |