сайт старшего воспитателя МБДОУ "Детский сад № 20"

 

проект "Волшебник звук"

 

 1. Аналитико- прогностическое обоснование проекта

             1.1. Характеристика исходной ситуации, определившей необходимость проекта

В национальной доктрине образования Российской Федерации определен заказ государства на воспитание человека самостоятельного, инициативного, умеющего строить коммуникативные связи, толерантного по отношению к другим людям, интеллектуального и физического здорового. Все эти качества закладываются в дошкольном возрасте.

Интеллектуальное развитие неразрывно связано с развитием любознательности, познавательных интересов у детей. Детская пытливость, любознательность – это толчок для познания окружающего мира. Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Согласно культурно исторической концепции развития Л.С.Выготского «Развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества». Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка, особенностей его развития. Одна из определяющих особенностей развития ребенка – это развитие в деятельности. Согласно основоположникам   деятельностного подхода Л.С.Выготскому, А.Н.Леонтьеву, А.В.Запорожцу «процесс передачи социального опыта происходит в деятельности». Необходимо создавать условия для  активного взаимодействия ребенка с миром. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее развиваются и реализуются первые творческие проявления.

В ГФТ в разделе «Развитие естественнонаучных представлений» определено содержание, способствующее умственному развитию дошкольников: 1) развитие представлений о физических свойствах окружающего мира, 2) развитие географических представлений, 3) развитие элементарных представлений о Солнечной системе. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. 

            1.2. Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление 

Анализ качества воспитания и образования дошкольников 7-го года жизни в соответствие с государственными образовательными стандартами показал, что наиболее низкий результат наблюдается по разделу «Развитие элементарных естественнонаучных представлений»

  Воспитательно-образовательный процесс с детьми мы осуществляем по комплексной программе «Радуга». В методическом материале программы, а именно, в методике познавательного развития «Познаю мир» Т.И.Гризик предусмотрено ознакомление с планетой Земля и строением Солнечной системы, знакомство с разными климатическими зонами, с различными камнями, их происхождением, ролью в жизни людей в разные времена. В предметно-развивающую среду нашей подготовительной группы  внесены макеты различных климатических зон: Антарктида, Африка (саванна, пустыня, джунгли), совместно с детьми были созданы коллекции камней, полезных ископаемых, оформлен макет Солнечной системы, в групповую библиотеку подобраны энциклопедии. Затруднение вызывала работа по развитию представлений о физических свойствах окружающего мира, особенно, критерий: развитие представлений об основных физических явлениях – 1 балл.

Таким образом, мы встали перед необходимостью работы по развитию у детей представлений об основных физических явлениях.

 

1.3. Характеристика имеющихся возможностей для реализации проекта и конкурентных преимуществ участников проектирования. 

·        Особенности развития детей 7-го года жизни

Седьмой год жизни – продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направления развития.

Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключаются в следующем: продолжает формироваться произвольность психических процессов, т.е. способность целенаправленно управлять своим поведением и своими психическим процессами (восприятием, вниманием, памятью и др.). Изменения в сознании характеризуется появлением так называемого внутреннего плана действий - способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане различными представлениями.

К 6 годам происходит накопление сведений о мире, что является серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Уровень развития достигает определенного уровня развития мышления – логического мышления, что делает возможным овладение причинно-следственными связями. 

·        Характеристика предметно-развивающей среды группы

Развивающая среда подготовительной группы по разделу ГФТ «Развитие элементарных естественнонаучных представлений» включает в себя микроблоки, представленные в таблице:

 

Микроблок 

Образовательная задача

Примерное содержание

Предполагаемая деятельность

Уголок «Знайки»

Накопление познавательного опыта, развитие у детей информационных умений: умения «добывать» нужную информацию

- познавательная литература: энциклопедии

- наглядный материал:

- коллекции объектов нерукотворного мира: глина, песок, камни, природный материал, - и рукотворного мира: бумага, ткань, предметы из различных материалов (дерево, пластмасса, металл,  и т.д.);

- макеты природных зон, макет Солнечной системы

 

Слушание, рассматривание макетов, работа с коллекциями (составление, рассматривание, анализ, сравнение, классификация)

Лаборатория «Почемучка»

Овладение экспериментальными действиями, расширение познавательного опыта

- материалы для ознакомления с их свойствами

- оборудование для экспериментов (воронки, тазики, емкости и пр.)

- приборы ( магниты, лупа, весы, часы, микроскоп и т.д.)

Опыты, эксперименты

Уголок природы

Использование  познавательного опыта в труд. д-сти

растения, животные в соответствие с возрастными рекомендациями, оборудование для труда в природе

Наблюдения,  опыты, труд

Уголок моделирования

Овладение моделирующими и алгоритмическим действиями, систематизация познавательного опыта

модели (обозначающие свойства, качества, особенности материалов, объектов рукотворного и нерукотворного мира, живой и неживой природы) протоколы опытов, алгоритмы познавательной и преобразовательной деятельности, изобразительные средства

«Чтение», составление, рисование моделей, алгоритмов, действие в соответствие с ними

Уголок преобразования «Мастерилки»

Реализация познавательного опыта в продуктивных видах деятельности

природный, бросовый материал, различные виды материалов( ткань, бумага и пр.), клей, изобразительный материалы, глина, тесто, пластилин, нитки, тесьма и пр.

Изготовление поделок, макетов, тем.альбомов, стенных газет

Информационная копилка

Осознание своего познавательного интереса

- копилка вопросов: карточки- вопросы с условными символами («Что лишнее?», «Чего не хватает?») - -  --- тематическая подборка наглядных материалов, фотографий, иллюстраций, картинок

Подбор наглядного материала, формулировка вопросов

Игротека

использование знаний, умений  в игровой деят-сти

дидактические игры в соответствие с возрастом по различным разделам

Игровая деятельность

 

·        Характеристика программно-методического обеспечения по проблеме проекта

В комплексной программе «Радуга», авторы Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьева, Т.И.Гризик, В.В.Гербова, содержание работы по разделу «Развитие естественнонаучных представлений» представлено в разделе «Познавательное развитие». Задачи работы по данному разделу: обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о большом мире; систематизировать получаемую информацию посредством логических операций; закладывать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к миру.  В методическом материале программы предусмотрено значительное количество занятий на познавательные темы: о планете Земля и строении Солнечной системы, детям дают знания из области географии: знакомство с разными климатическими зонами, с различными камнями, их происхождением, ролью в жизни людей в разные времена. Для реализации  задач и содержания в программе представлен следующий круг средств: познавательные рассказы, познавательные сказки, наблюдения, решение проблемных ситуаций, разбор путаниц, придумывание и разгадывание загадок, но не представлена опытническая деятельность.

Анализ комплексной программы показал, что в ней не в полной мере представлен и реализуется раздел госстандартов «Развитие элементарных естественнонаучных представлений». Поэтому мы решили использовать программу по организации поисковой деятельности «Ребенок в мире поиска» авторы Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетиннина В.В.Цель программы состоит в создании условий для развития поисково-познавательной деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития. Задачи программы: помочь ребенку получить первоначальные представления об окружающем мире; обеспечить присвоение детьми средств познавательной деятельности (использование условных заместителей, моделей), которые дают им возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать собственную деятельность; создавать условия для использования и преобразования опыта  детей в продуктивных видах деятельности. В программе раскрывается содержание объектов поисково-познавательной деятельности: живая и неживая природа, физические явления, человек, рукотворный мир. Методическим обеспечением данной  программы являются пособия «Неизведанное рядом: занимательные  опыты и эксперименты для дошкольников», «Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников», «Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками», автор Дыбина О.В.

Основные идеи программы «Ребенок в мире поиска» просматриваются в пособии «Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста» Девятовой Т.Н., где определены следующие направления деятельности в работе с детьми: во-первых, ознакомление детей с таким физическим явлением как звук (изучение музыкальных и немузыкальных звуков, их происхождение, способы распространения) в процессе опытнической деятельности, во-вторых, использование и преобразование детьми накопленного опыта в процессе изготовления самодельных игрушек-инструментов. 

 2. Концепция проекта

2.1. Понятийно-категориальное пространство проектной деятельности

Активность – категория, отражающая асимметричность отношений между субъектом и объектом (средой). Активность  субъекта проявляется в том, что он сам является источником изменений, как происходящих с ним, так и вызываемых им в объекте. Формы активности – это деятельность, поведение субъекта, а также его общение с другими людьми. Различные формы активности ребенка служат движущей силой его психического развития. Снижение уровня активности (пассивность) приводит к замедлению или искажению развития. (А.Л.Венгер)

Познавательная активность – становление и совершенствование познавательной деятельности, направленной на поиск информации, которая заключена в предмете, ситуации, мысли, эмоции, художественном произведении и пр. Важнейшим фактором, обуславливающим развитие познавательной активности ребенка, является общение ребенка  с окружающими людьми. (Л.Н.Галигузова)

Детская деятельность - основная форма активности ребенка и основной источник развития психики в процессе онтогенеза. Потребность в активной деятельности является одной из главных потребностей ребенка. В ходе детской деятельности происходит усвоение общественного опыта, обогащаются формы познания мира, совершенствуются психические процессы. Детская деятельность совершенствуется в сотрудничестве со взрослым, хотя отдельные ее акты (действия) могут осуществляться ребенком и индивидуально. (А.Г.Рузская)

2.2. Ценностно-смысловая платформа проектных действий

Естественнонаучные представления об окружающем мире: пространстве и времени, движении и покое, изменении и развитии, о живом и неживом, строении, назначении, материале предметов, о человеке, - играют чрезвычайно важную роль в умственном развитии ребенка, формировании его мировоззрения и мировидения. Умственное развитие – овладение понятиями «причина- следствие» - невозможно без умения анализировать различные явления, события; сопоставлять их, обобщать, рассуждать и вытраивать гипотетические высказывания, делать элементарные умозаключения; предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия. Для развития ребенка очень важно насколько сам ребенок активен в познании окружающего мира, насколько самостоятелен в познании реальности, в раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. В исследованиях отечественных ученых (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.С. Комарова, Н.Н. Поддьяков, М.И. Лисина, Г.Г. и Е.Е. Кравцовы и др.) выделяются два типа детской активности:

1)      собственная активность, полностью определяемая самим ребенком, его внутренними состояниями.

Ребенок в этом процессе выступает как полноценная личность, как творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, ребенок – это свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, потребности. Данный тип активности лежит в основе детского творчества. Собственная активность ребенка в конечном итоге обусловлена его взаимодействием со взрослыми. Однако ребенок настолько глубоко усваивает знания, получаемые от взрослых людей, что те, взаимодействуя с прошлым опытом дошкольника, превращаются в его достояние, существенно изменив свою форму.

2)      активность, стимулируемая взрослым, который организует деятельность ребенка, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать.

 Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде: собственная активность детей так или иначе связана с активностью взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, который действует с ними как со своими собственными.

Вместе с тем различия между типами активности носят принципиальный характер и на определенных этапах развития ребенка могут вступать в резкое противоречие друг с другом. Так, ребенок очень рано (в 3-4 года) прекрасно понимает разницу между своей активностью («Я сам») и активностью, идущей от взрослого, направляющего и регулирующего его деятельность. В период собственной активности дети крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого, что имеет принципиальное значение для развития самостоятельности и независимости, творчества и для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением. Недаром дети так яростно и эмоционально отстаивают свое право на самостоятельность. Они намного выше ценят собственные достижения, чем те, которые были получены с помощью взрослого (хотя последние могут быть по своему качеству значительно выше). Нужно подчеркнуть, что влияние собственных достижений на все сферы психики ребенка очень велико и носит особый характер.

Собственная активность ребенка – это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной.

Важно отметить фазовый характер собственной активности ребенка. В повседневной жизни и на занятиях в детском саду она сменяется совместной активностью со взрослым, затем ребенок вновь становится субъектом собственной активности и т.д. Таким образом, два типа активности последовательно сменяют друг друга, взаимодействуя и взаимно обогащаясь. Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности со взрослым. В этой фазе дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.

Выделенные два типа детской активности лежат в основе возникновения двух взаимосвязанных (и вместе с тем принципиально различных) линий психического развития дошкольника.

Первая – линия саморазвития, характеризующаяся тем, что  целый ряд психических образований познавательного, эмоционального и личностного характера формируются и усложняются в русле собственной активности ребенка. Это – основной критерий саморазвития. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности. Специфические виды деятельности интенсивно развиваются без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их истинно детская сущность. К таким видам деятельности относятся экспериментирование – важнейший вид поисковой деятельности – и игра.

Вторая – линия, характеризующаяся ведущей ролью взрослого, организующего процесс воспитания и обучения. Она изучена достаточно полно в целом ряде исследований (А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер и др.). Однако формы ее взаимодействия с линией саморазвития остаются малоизученными и фактически не учитываются в практике работы детских образовательных учреждений.

Выделенные две линии психического развития ребенка тесно связаны между собой и образуют в конечном счете единый, целостный процесс. Вместе с тем на любой возрастной стадии всегда существуют процессы саморазвития, обусловленные преимущественно собственной активностью ребенка, и процессы развития, в которых ведущую роль играет взрослый.

В едином процессе психического развития ребенка основу составляют процессы саморазвития. Они существенно отличаются от процессов развития, детерминированных взрослыми, и являются результатами творчества самого ребенка, поражающими своей непосредственностью и оригинальностью. Так, при экспериментировании дети иногда добиваются таких результатов, какие им трудно получить в других формах деятельности. Важно подчеркнуть, что в процессе собственной активности перед детьми открываются новые горизонты развития.

Проблемой детского экспериментирования, которое имеет непосредственное отношение к саморазвитию дошкольников, много лет занимались ученые А.Н. Леонтьев, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков. На основе их исследований были сформулированы следующие основные положения:

1) экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников;

2) в экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования), продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования);

3) экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества;

Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, другие виды деятельности, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже экспериментирования, но затем приобретает статус ведущего вида деятельности.

Особого внимания заслуживает преобразовательная деятельность. Здесь важно положение о том, что личность не может развиваться только в рамках потребления, что ее развитие предполагает созидание и преобразование, которые не знают границ. Только то, что созидается самим человеком, его собственными руками, мыслью и сердцем, представляет для него интерес, который, конечно, связан с другими людьми, так как в атаке творчества заключен всеобщий результат, значимый для всех, а не только для его созидателя, преобразователя.

Активное осознание ребенком окружающего мира происходит в действенной форме, ею могут быть художественная, конструктивная деятельность, ручной труд. Выбор зависит от особенностей деятельности. Она должна быть продуктивной, преобразовательной, отражающей реальную действительность. Эти особенности (функции) деятельности дают ребенку возможность вступать в непосредственные контакты с объектами (или предметами), проявлять инициативу, способности, творчество.

Преобразовательная деятельность человека представляет собой ту систему, внутри которой возникают и осуществляются психические процессы, сами выступающие в виде особых форм деятельности (в данном случае – творческие проявления). Они зависят от активности субъектов в рассматриваемом процессе. Активность тесно связана с потребностями, которые служат ее внутренними источниками. При этом для осуществления и развития потребностей субъекту необходимы материальные или духовные объекты. Характер и содержание потребностей изменяются под влиянием мотивов. Они побуждают человека к деятельности, объясняют, почему выбрана та или иная цель, делают процесс достижения результата реальным и результативным.

Компоненты преобразовательной деятельности определены в соответствии со структурными элементами деятельности вообще (А.Н. Леонтьев):

-         принятие цели и ее осознание (либо постановка проблемы детьми вместе со взрослым или на основе определенной мотивации);

-         прогнозирование действий по преобразованию предмета (выбор варианта преобразования, нахождение способа, планирование последовательности процесса с помощью алгоритма деятельности, схем, рисунков);

-         реализация замысла;

-         получение продукта деятельности оригинального, нестандартного, значимого для ребенка).

Но самой специфической особенностью преобразовательной деятельности в дошкольном возрасте можно назвать участие в данном процессе взрослого. Степень активности взрослого зависит от возраста детей. Для младших дошкольников взрослый является непосредственным участником, что свидетельствует о субъективной самостоятельности детей. Для детей старшего дошкольного возраста взрослый становится советчиком, партнером, ориентиром в выборе преобразующей деятельности. Механизмом преобразовательной деятельности служит неудовлетворенность потребности в предмете, которая требует его изменения.

2.3. Цель и задачи проекта

Цель: способствовать развитию у детей представлений о физических явлениях окружающего мира.  

Задачи: 

  • способствовать накоплению познавательного опыта детей через их исследовательскую деятельность в естественных и специально созданных условиях (экспериментирование, наблюдение, рассматривание, чтение) 
  • обобщать и систематизировать познавательный опыт детей, 
  • подвести детей к использованию и преобразованию имеющегося опыта в процессе конструирования из бросового материала, 
  •  развитие у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
  1. Стратегия и тактика проектных действия

 

этапы проектирования

 

проектные мероприятия

 

срок исполнения

 

промежуточный результат

1-ый этап: постановка цели

Создание мотивации:

  • концерт учеников ДМШ № 2 в ДОУ
  • участие в групповой экскурсии в детскую музыкальную школу № 2: знакомство  с музыкальными инструментами (формирование понятия «музыкальные инструменты», ознакомление с названием музыкальных инструментов, особенностями внешнего вида, звучания);
  • беседа с музыкальным руководителем детского сада с целью сравнения музыкальных инструментов в детском саду и музыкальной школе.

 

Формулирование проблемы: в детском саду отсутствует часть музыкальных инструментов.

 

Постановка цели:

  • создание музыкальных игрушек-инструментов (аналогов музыкальных инструментов): гитары, скрипки, треугольника, маракас

 

 

  мы отметили большой интерес детей к такому физическому явлению, как звук:  дети начали активно действовать с музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, находившимися в группе, начали извлекать и сравнивать получающие звуки из всех окружающих предметов.

 

2-ой этап: организация работы над проектом

1. Накопление познавательного опыта:

- наблюдение: слушание звуков природы, улицы, дома, деревянных, металлических, стеклянных звуков;

 

- опытническая деятельность:

  • опыты «Музыка или шум?», цель: научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки;
  • «Почему все звучит?», цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука (колебание предметов);
  • «Откуда берется голос?», цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи;
  • «Как распространяется звук», цель: объяснить, как распространяются звуковые волны;
  • «Где живет эхо?», цель: подвести к понятию возникновения эха;
  • «Почему Мишутка пищал?», цель: выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера;
  • «Как сделать звук громче?», цель: выявить причину усиления звука;

 

- игра «Угадай на чем играю» (слушание звучания муз. инструментов, имеющихся в детском саду);

 

- создание тематического альбома «Музыкальные инструменты» (совместно с музыкальным руководителем, детьми группы, родителями): поиск, подбор иллюстраций, журнальных статей о музыкальных инструментах;

 

- повторная экскурсия в ДМШ, слушание муз. инструментов, рассматривание их (цель: во-первых,  ознакомление с внешним видом гитары, скрипки, их частей: корпус, гриф, характерных деталей: дека, струны, отверстие-резонатор, назначения этих деталей, во-вторых, выявление особенностей звучания гитары и скрипки, струнных и ударных музыкальных инструментов);

 

- рассматривание (совместно с музыкальным руководителем) иллюстраций с изображением гитары, скрипки, треугольника и др. инструментов, сравнение по внешнему виду: чем отличаются, чем похожи гитара и треугольник, гитара и скрипка, подведение детей к осознанию понятия «струнные» и «ударные» музыкальные инструменты;

 

2. Систематизация и обобщение опыта детей:

 

- игры

·              «Замри и слушай»: дети называют услышанные звуки природы, улицы, дома и подбирают к ним схожие по звучанию звуки музыкальных инструментов (например, шум веток деревьев  изобразили звуком погремушки, грохот отъезжающей машины – ударами барабана, капельки дождя – металлофоном);

·              «Необычная песенка»: исполнение знакомых песен с помощью шумовых звуков (щелканье языком, шумный вздох, хлопанье и т.д.);

·              «Звуки наших музыкальных инструментов»: дети слушали звучание музыкальных инструментов и подбирали к нему образные сравнения (например, звук металлофона дети сравнили с капельками дождя, звук барабана – с ударами грома, звук погремушки – с сыпучим песком);

 

- музыкальные занятия  и нерегламентированная музыкальная деятельность, где дети слушали в аудиозаписи звуки природы, улицы дома и музыкальные произведения, в которых  музыкальные образы – это явления природы, объекты рукотворного мира, например, Е.Тиличеева «Часы», «Дождик», «Бубенчики», С.Майкапар «Эхо в горах», рус.нар. песня в обр. Е.Макшанцевой «Колокольчики»,  А.Жилинский «Часы бьют»,  В.Мурадели «Дятел»,Л. Бетховен, отрывок из 4-ой части «Гроза» 6- симфонии, Э.Григ «Ручеек», А.Аренский «Лесной ручей», Г. Свиридов  «Дождик», А.Лядов «Дождик», П. Чайковский «Жаворонок»;

 

 

 

 

 

работа по ознакомлению с таким физическим явлением как звук способствовало

1) умственному развитию дошкольников: обогащению познавательной сферы, формированию умения устанавливать причинно-следственные связи на примере такого явления  как звук;

2) музыкальному развитию детей: по результатам диагностики, проводимой музыкальным руководителем ДОУ, у детей произошло повышение уровня музыкально-сенсорных способностей: мелодического, тембрового, динамического слуха, развитие такого важного компонента музыкальности как эмоциональная отзывчивость на музыку.

 

 

 

3-ий этап: практическая деятельность по решению проблемы

Совместная деятельность взрослых и детей по созданию музыкальных игрушек-инструментов:

·              работа с бросовым материалом: подбор материала, необходимого для изготовления гитары, скрипки, треугольника, бубна, румбы, металлофона, погремушек (бутылки из-под шампуня, напоминающие по форме гитару, скрипку, бельевая резинка, деревянные брусочки, кнопки с пластмассовым основанием, металлические и деревянные палочки от флажков, тесьма, коробки из-под конфет, металлические крышечки, тонкая резинка, леска, рогатки, пластиковая вешалка, толстые нитки, металлические предметы, небольшие пластиковые бутылки);

  • ознакомление с правилами безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
  • планирование деятельности по изготовлению музыкальных игрушек-инструментов:

1)      С чего необходимо начать работу?

2)      Какие инструменты понадобятся для вырезывания отверстия-резонатора в гитаре, скрипке?

3)      Каким образом прикрепить деку, струны для гитары, скрипки?

4)      Как можно соединить  металлические трубки между собой, чтобы получить треугольник?

5)      Что можно использовать вместо рамы, металлических пластин при изготовлении бубна? Как прикрепить металлические крышечки к крышке коробки?

6)      Какие наполнители можно использовать при изготовлении погремушек?  и т.д.

 

·        практическая деятельность по созданию музыкальных игрушек- инструментов с использованием моделей-алгоритмов:

- алгоритм деятельности по изготовлению музыкальных игрушек-инструментов гитары, скрипки:

1)      наметка на верхней стороне «корпуса» (бутылки) круга-отверстия для резонирования;

2)      вырезывание круга для резонирования (с помощью взрослого);

3)      прикрепление деки (с помощью взрослого);

4)      прикрепление кнопок с пластмассовым основанием;

5)      натягивание струн из бельевой веревки (6 – у гитары, 4 – у скрипки);

- алгоритм  деятельности по изготовлению музыкальной игрушки-инструмента треугольника:

1)   продевание тесьмы  через металлические трубки,

2)   связывание концов тесьмы для получения треугольной формы.

 

 

Дети реализовали накопленный опыт в продуктивном виде деятельности – ручном труде, используя при этом модели, алгоритмы деятельности, происходило развитие планировочной функции речи. Накопленный опыт сделал отношение детей к практической деятельности по изготовлению музыкальных игрушек осознанным: они понимали для чего делают отверстие –резонатор в «гитаре», для чего нужна леска ля «скрипки», «гитары».

4-ый этап: презентация продукта деятельности

Организация выставки «Необычные игрушки» в групповом мини-центре художественно-эстетического развития

 

 

 

 

 

 

При посещении воспитанниками д/с, родителями выставки  «Необычные игрушки»

- дети группы рассказывали о музыкальных  инструментах-игрушках, называли их, обозначали «струнные», «ударные», было организовано выступление с использованием музыкальных игрушек-инструментов,

 

- педагоги ДОУ в рамках консультации  для родителей «Воспитание звуковой культуры речи» сообщили о значении музыкальных игрушек для развития слухового восприятия, о роли слухового восприятия в воспитании звуковой культуры речи.

 

 

 

  1. Результаты:

·        анализ качества воспитания и образования дошкольников в соответствие с государственными образовательными стандартами показал, что  наблюдается динамика по разделу «Развитие элементарных естественнонаучных представлений»;

·        происходит работа по обобщению и внедрению опыта работы «Ознакомление со звуком» в практику ДОУ № 20, данный опыт используют воспитатели д/с – при организации экспериментальной деятельности, музыкальный руководитель - при организации такого вида музыкальной деятельности как слушание;

·        за время работы в рамках проекта 3 детей группы начал посещать ДМШ № 2,  5 детей изъявили желание получать дополнительное образование в музыкальной школе после выпуска из детского сада.

 

  1. Ресурсная база проекта:

1) кадровые ресурсы:

  • воспитатели МДОУ «Детский сад № 20» Сафиулина Т.А., Поцепун О.В.
  • музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 20» Зинина Т.В.
  • преподаватель ДМШ № 2 Шувалова Н.А.

2) материально-технические ресурсы:

  • предметно-развивающая среда ДОУ

- групповой мини-центр познавательного развития (материал для экспериментальной деятельности),

- групповой мини-центр художественно-эстетического развития (музыкальные игрушки, инструменты, музыкальная фонотека, аудиозаписи со звуками природы, дома, улицы, с программными музыкальными произведениями для слушания, магнитофон),

- уголок конструирования (бросовый материал, модели, алгоритмы создания музыкальных инструментов-игрушек),

- музыкальный зал (музыкальные инструменты, музыкальная фонотека д/с, музыкальный центр)

  • среда ДМШ № 2 (музыкальные инструменты)

3) программно-методические ресурсы:

  • Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дшкольного возраста в условиях детского сада/ Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьева, Т.И.Гризик, В.В.Гербова. – М.: Просвещение, 2003 г.
  • Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.
  • Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетиннина В.В. Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные  опыты и эксперименты для дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2001  г

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 12.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»