сайт старшего воспитателя МБДОУ "Детский сад № 20"

 

Консультация для родителей

 

КАПЕЛЬКА   ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ГРАМОТНОСТИ.

 

 

      Познавательные   процессы :

 

                    Восприятие.

                                     

                                  Память.

 

                                           Мышление.

 

                                                       Воображение.

 

Познавательные процессы  входят  как составная часть  в любую человеческую  деятель-ность  и обеспечивают  ту  или  иную ее эффективность. От  уровня  развития  познава-

тельных процессов учащегося  зависит легкость  и  эффективность  его   учения. Осущест

вляясь  в  различных  видах  деятельности , познавательные  процессы  в ней   же  и 

 формируются.

 

 

Внимание  как  главное условие  осуществления  познавательного  процесса.

Внимание  не  выступает  как самостоятельный  процесс. И в самонаблюдении , и  во  внеш-

нем  наблюдении  оно открывается  как  направленность, настроенность  и  сосредоточе-

ность  любой   психической  деятельности  на своем  объекте , лишь как  сторона  или  свой-

ство  этой  деятельности.

 

Внимание  не  имеет  своего , отдельного  и   специфического  продукта. Его результатом  яв-

ляется   улучшение  всякой деятельности , к  которой  оно присоединяется.

 

Виды  внимания :произвольное  и  непроизвольное.

 

Внимание  характеризуется  целым  рядом  свойств:

устойчивостью (длительность  удержания внимания  на  чем- либо,  сопротивляемость

внимания  утомляемости  и  отвлечению),

 

колебанием ( периодические  непроизвольные  изменения  напряжения  внимания),

 

объемом  ( количество  объектов  , которые человек  может  одновременно  и  отчетливо

воспринимать ),

 

переключаемостью (перестройка  внимания  с  одного объекта  на другой),

 

распределяемостью ( умение  одновременно делать  несколько  дел),

 

концентрацией (степень  сосредоточенности  внимания  на  одном  только объекте).

      

  

          СЕНЗИТИВНЫЙ    ПЕРИОД   И   КРИЗИС  В                   ПСИХИЧЕСКОМ   РАЗВИТИИ.

 

Сензитивность  возрастная – присущее  определенному  возрастному  периоду  оптимальное  сочетание  условий  для  развития  определенных  психических  свойств

и  процессов.

Возрастное  развитие  есть непрерывный  процесс  самодвижения , имеющий скачкообраз-ный  характер. В нем  периоды  плавного  изменения  личности  перемежаются  и  отделяют-ся  друг  от  друга кризисами.

Кризисы  возрастные- особые  ,  относительно  непродолжительные  по  времени  (до  года)

периоды  онтогенеза ,  характеризующие  резкими  психологическими  изменениями.

Кризисы   возрастные  необходимы  для  нормального  развития ,  они  могут  возникать  при  переходе  от  одной  возрастной  ступени  к  другой  и  связаны  с  системными, качественны-

ми  преобразованиями  в сфере  его

  • социальных  отношений,
  • деятельности,
  • сознания.

Хронологические  границы  условны  и  зависят  от индивидуальных  ,  социокультурных  и

других  параметров.

Форма, длительность  и  острота  протекания  кризисов  различна  и  зависит   от  индивиду-

альных  особенностей   ребенка, от  социальных  условий.

Характерно 

  • изменение  социальной  ситуации  развития
  • смена  деятельности (ведущей)
  • перестройка  всей структуры  сознания  ребенка (новое видение  себя , новые  потреб-

       ности).

 

Социальная  ситуация  развития  - это  особое  сочетание внутренних процессов развития

и   внешних  условий, типичное для  каждого  возрастного  этапа.

Личность  развивается  в  силу  возникновения в  ее  жизни  внутренних  противоречий. Од-

ним из  основных  внутренних  противоречий  , по-своему  проявляющимся  на  различных

этапах  развития   личности .  является расхождение  между  возникающими   у  нее  внут-

ренними  потребностями  и  достигнутым  уровнем овладения  средствами , необходимыми

для  их  удовлетворения.

В  случае  игнорирования  взрослыми новых  потребностей  ребенка  в  сфере  общения  и  де

ятельности – негативизм ( реакция  отрицания  на  обращения  взрослого), капризы, упрям

ство , конфликтность , трудновоспитуемость.

Педагогу  необходимо

  • терпение
  • внимание
  • уважение  к личности  ребенка.

 

Ведущая  деятельность – деятельность  в  процессе  которой  формируются   новооб

разования.

 

Новообразования – новый  тип строения  личности  и  ее деятельности, психические  и  социальные изменения  которой  определяют  сознание ребенка, его отношение к  среде,

его внутренняя  и  внешняя  жизнь  , весь ход  его  развития  в  данный  период.

 

 

 

 

 

 

            ТЕМПЕРАМЕНТ.

 

Темперамент-  динамические  характеристики   психической  деятельности.  Выделяют

Три  сферы  проявления  темперамента:

  • общую  активность,
  • особенности  моторной  сферы,
  • свойства  эмоциональности.

 

Общая  активность  определяется  интенсивностью  и   объемом  взаимодействия  человека

 с  окружающей  средой –физической  и  социальной . По этому  параметру  человек  может

быть

Инертным,пассивным ,спокойным, инициативным ,активным , стремительным.

 

Проявление  темперамента  в моторной  сфере  можно  рассматривать  как  частные  выра

жения   общей  активности. К  ним относятся

Темп,быстрота,ритм  и  общее  количество   движений.

 

Когда  говорят  об  эмоциональности  как  проявлении  темперамента, то  имеют  в  виду

Впечатлительность,чувствительность, импульсивность  и  т.п.

 

Для   описания  темперамента удобно  пользоваться  терминологией  древних  греков , под-

разделяя   людей  на  холериков,меланхоликов,сангвиников,флегматиков. Следует   помнить,

что  чистые типы  темпераментов встречаются  довольно  редко.

 

Темперамент  ребенка  основывается   на  свойствах  его  нервной  системы- силе  и  лабиль-

ности, специфике  протекания  процессов  возбуждения и  торможения,накладывает  отпе-

чаток  на  учебную деятельность  школьника. Следует  отметить .что  с  возрастом  воспита

ние  и  усиливающий   самоконтроль  растущего  ребенка   сглаживают   все  эти проявле-

ния , они  становятся   не  такими  выраженными  ,яркими. Ломать  же,  искоренять   неудоб

ные   особенности  темперамента  ребенка  не  только  бессмысленно, но  и  вредно.

 

Во  всех  своих  проявлениях  темперамент   преобразуется  в  процессе  формирования  хара

ктера, а  свойства   темперамента   переходят  в  черты  характера, содержание  которого 

связано  с  направленностью   личности. В  самом  общем  и  приблизительном  смысле  темперамент  следует   понимать  как  «природную  основу», либо  как «динамическую   осно

ву» характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

                                       ХАРАКТЕР.

 

Характер -   совокупность устойчивых   свойств   индивида ,  в  которых  выражаются

 

  • способы  его  поведения и
  • способы    эмоционального  реагирования.

 

Характер   отражает  отношение человека  к   окружающему  миру. В  системе  отно-

шений  выделяют  четыре  группы  черт  характера, свидетельствующих  об отноше

нии  человека

·         к  другим  людям

·         к  коллективу  и  обществу (общительность, чуткость, бездушие,грубость и  др.)

·         к  труду , к  своему  делу (  трудолюбие,инициативность ,лень и др.)

·         к самому  себе (скромность,тщеславие,самокритичность)

·         к  вещам(аккуратность,бережливость  и  др.)

 

 

Черты  характера  во  многом  определяют поведение  человека –способы  действий в  типич

ных  ситуациях. Большое  влияние  на  поведение  оказывают  и  индивидуалбные   особен-ности  психических  процессов. В  зависимости  от  того ,какая  из  этих  особенностей  преоб-ладает   , в  характере  человека  выделяют  такие  черты  , как интеллектуальные  , эмоцио-нальные  и  волевые.

 

·         Говоря  об  интеллектуальных  чертах  характера , имеют  в  виду  , прежде  всего  сожившиеся  качества  ума (сообразительность,наблюдательность  и др.)

 

·         В  эмоциональных  чертах  проявляется  отношение к  явлениям  действительности

( быстрая  возбудимость, холодная  рассудочность  и  др.), а  также  преобладающие

настроения.

 

  •  Волевые  черты характера  определяют  умение и  готовность  человека  сознатель-

но  регулировать  свою  деятельность ,связанную  с  преодалением  трудностей  (ре-

шимость, целеустремленность ,смелость  и др.).

 

Характер  является  одновременно  и устойчивым  , и  изменяющимся.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       год,возраст

ведущая  деятель-

ность

социальная  ситуа-

ция

характерные  ново-

образования

 

     младенчество

        ( 0 – 1 год)

 

непосредственное

эмоциональное обще

ние , в рамках  этого

общения  происходят

все  новообразования

все общество сводит-

ся к одному челове-

ку – матери. Он мак-

симально социален ( все

может выполнить только

через других людей) и ми

нимально социален.

 

потребность  в  общении

 

 

 

    раннее  детство

         (  1-  3 г.)

 

предметно –манипулятив

ная деятельность ( зна-

комство  с  различными

предметами , раскрыва-

ние их  значения)

 

взрослый  - посредник:

ребенок – предметный

мир, то  есть  общаетя  с

предметным  миром  через взрослого . Ребенок-

семья , ясли.

речь (как  средство общения)

наглядно-действенное

мышление (установление

связей с  предметами)

память (основа для  рож-

дения сознания)

« я сам» , т.е. осознание себя

воля(т.е. желание чего-либо)

 

  дошкольный  возраст

       (3 – 6, 7 лет)

 

   ролевая   игра

ребенок – семья + социаль

ный взрослый (воспита-

тель д/с ) + сверстники –

это  очень важно , т.к. это

первые равноправные

отношения ( отношения

со взрослыми  неравно-

правные)Круг взрослых

расширяется за счет  да-леких  связей(врач и т.д.)

ребенок  входит  в  мир  символов

формируется воображе-ние(символическая  функ-

ция)

наглядно-образное мыш-ление

ориентировка в обществе

(первый эквивалент кар-

тины мира)

произвольность поведе-

ния

самооценка, самосознание

 

 

младший  школьный

возраст (6 , 7 лет – 10 , 11

лет)

 

 

учебная  деятельность

впервые  выступает   в  качестве  субъекта  соци-

ально –значимой деятель

ности (ученик), новые отношения  ученик – учи-

тель.

отношения со  сверстни-

ками более  широкие , устойчивые.

приобщение  к  основам  теоретического  мышле-ния

рефлексия

понятийное мышление 

 

 

 

подростковый   возраст

( 10 ,11 – 15 лет)

внешне - ситуация  та  же,

но внутренне  ребенок  очень  меняется , т. к. происходит  смена  ведущей  деятельности –

общение друг с  другом

на  первом  месте -  обще-ние  со  сверстниками,

здесь происходит  активная  ориентация на

мир взрослых.

чувство  взрослости

происходит  освоение

норм , ценностей.

Юношеский  возраст

( 1)   15 -18 лет ,

  2)   18 – 23 г.)

учебно – профессиональ-ная, центральная задача-

какой  путь в  жизни вы-

брать , процесс  самораз-вития

ведущая  роль – общение

со сверстниками , опосре-довано  профессиональ-

ными  интересами . проис

ходит  и  индивидуали-

зация  отношений  - фено

мен  юношеской  дружбы

и  любви.

самосознание

выработка  своей  собст-

венной системы  мира

(мировоззрение)

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 12.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»