КАПЕЛЬКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Познавательные процессы :
Восприятие.
Память.
Мышление.
Воображение.
Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятель-ность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. От уровня развития познава-
тельных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Осущест
вляясь в различных видах деятельности , познавательные процессы в ней же и
формируются.
Внимание как главное условие осуществления познавательного процесса.
Внимание не выступает как самостоятельный процесс. И в самонаблюдении , и во внеш-
нем наблюдении оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточе-
ность любой психической деятельности на своем объекте , лишь как сторона или свой-
ство этой деятельности.
Внимание не имеет своего , отдельного и специфического продукта. Его результатом яв-
ляется улучшение всякой деятельности , к которой оно присоединяется.
Виды внимания :произвольное и непроизвольное.
Внимание характеризуется целым рядом свойств:
устойчивостью (длительность удержания внимания на чем- либо, сопротивляемость
внимания утомляемости и отвлечению),
колебанием ( периодические непроизвольные изменения напряжения внимания),
объемом ( количество объектов , которые человек может одновременно и отчетливо
воспринимать ),
переключаемостью (перестройка внимания с одного объекта на другой),
распределяемостью ( умение одновременно делать несколько дел),
концентрацией (степень сосредоточенности внимания на одном только объекте).
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД И КРИЗИС В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.
Сензитивность возрастная – присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств
и процессов.
Возрастное развитие есть непрерывный процесс самодвижения , имеющий скачкообраз-ный характер. В нем периоды плавного изменения личности перемежаются и отделяют-ся друг от друга кризисами.
Кризисы возрастные- особые , относительно непродолжительные по времени (до года)
периоды онтогенеза , характеризующие резкими психологическими изменениями.
Кризисы возрастные необходимы для нормального развития , они могут возникать при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными, качественны-
ми преобразованиями в сфере его
- социальных отношений,
- деятельности,
- сознания.
Хронологические границы условны и зависят от индивидуальных , социокультурных и
других параметров.
Форма, длительность и острота протекания кризисов различна и зависит от индивиду-
альных особенностей ребенка, от социальных условий.
Характерно
- изменение социальной ситуации развития
- смена деятельности (ведущей)
- перестройка всей структуры сознания ребенка (новое видение себя , новые потреб-
ности).
Социальная ситуация развития - это особое сочетание внутренних процессов развития
и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа.
Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Од-
ним из основных внутренних противоречий , по-своему проявляющимся на различных
этапах развития личности . является расхождение между возникающими у нее внут-
ренними потребностями и достигнутым уровнем овладения средствами , необходимыми
для их удовлетворения.
В случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и де
ятельности – негативизм ( реакция отрицания на обращения взрослого), капризы, упрям
ство , конфликтность , трудновоспитуемость.
Педагогу необходимо
- терпение
- внимание
- уважение к личности ребенка.
Ведущая деятельность – деятельность в процессе которой формируются новооб
разования.
Новообразования – новый тип строения личности и ее деятельности, психические и социальные изменения которой определяют сознание ребенка, его отношение к среде,
его внутренняя и внешняя жизнь , весь ход его развития в данный период.
ТЕМПЕРАМЕНТ.
Темперамент- динамические характеристики психической деятельности. Выделяют
Три сферы проявления темперамента:
- общую активность,
- особенности моторной сферы,
- свойства эмоциональности.
Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека
с окружающей средой –физической и социальной . По этому параметру человек может
быть
Инертным,пассивным ,спокойным, инициативным ,активным , стремительным.
Проявление темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выра
жения общей активности. К ним относятся
Темп,быстрота,ритм и общее количество движений.
Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду
Впечатлительность,чувствительность, импульсивность и т.п.
Для описания темперамента удобно пользоваться терминологией древних греков , под-
разделяя людей на холериков,меланхоликов,сангвиников,флегматиков. Следует помнить,
что чистые типы темпераментов встречаются довольно редко.
Темперамент ребенка основывается на свойствах его нервной системы- силе и лабиль-
ности, специфике протекания процессов возбуждения и торможения,накладывает отпе-
чаток на учебную деятельность школьника. Следует отметить .что с возрастом воспита
ние и усиливающий самоконтроль растущего ребенка сглаживают все эти проявле-
ния , они становятся не такими выраженными ,яркими. Ломать же, искоренять неудоб
ные особенности темперамента ребенка не только бессмысленно, но и вредно.
Во всех своих проявлениях темперамент преобразуется в процессе формирования хара
ктера, а свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого
связано с направленностью личности. В самом общем и приблизительном смысле темперамент следует понимать как «природную основу», либо как «динамическую осно
ву» характера.
ХАРАКТЕР.
Характер - совокупность устойчивых свойств индивида , в которых выражаются
- способы его поведения и
- способы эмоционального реагирования.
Характер отражает отношение человека к окружающему миру. В системе отно-
шений выделяют четыре группы черт характера, свидетельствующих об отноше
нии человека
· к другим людям
· к коллективу и обществу (общительность, чуткость, бездушие,грубость и др.)
· к труду , к своему делу ( трудолюбие,инициативность ,лень и др.)
· к самому себе (скромность,тщеславие,самокритичность)
· к вещам(аккуратность,бережливость и др.)
Черты характера во многом определяют поведение человека –способы действий в типич
ных ситуациях. Большое влияние на поведение оказывают и индивидуалбные особен-ности психических процессов. В зависимости от того ,какая из этих особенностей преоб-ладает , в характере человека выделяют такие черты , как интеллектуальные , эмоцио-нальные и волевые.
· Говоря об интеллектуальных чертах характера , имеют в виду , прежде всего сожившиеся качества ума (сообразительность,наблюдательность и др.)
· В эмоциональных чертах проявляется отношение к явлениям действительности
( быстрая возбудимость, холодная рассудочность и др.), а также преобладающие
настроения.
- Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознатель-
но регулировать свою деятельность ,связанную с преодалением трудностей (ре-
шимость, целеустремленность ,смелость и др.).
Характер является одновременно и устойчивым , и изменяющимся.
год,возраст |
ведущая деятель-
ность |
социальная ситуа-
ция |
характерные ново-
образования |
младенчество
( 0 – 1 год)
|
непосредственное
эмоциональное обще
ние , в рамках этого
общения происходят
все новообразования |
все общество сводит-
ся к одному челове-
ку – матери. Он мак-
симально социален ( все
может выполнить только
через других людей) и ми
нимально социален. |
потребность в общении |
раннее детство
( 1- 3 г.) |
предметно –манипулятив
ная деятельность ( зна-
комство с различными
предметами , раскрыва-
ние их значения) |
взрослый - посредник:
ребенок – предметный
мир, то есть общаетя с
предметным миром через взрослого . Ребенок-
семья , ясли. |
речь (как средство общения)
наглядно-действенное
мышление (установление
связей с предметами)
память (основа для рож-
дения сознания)
« я сам» , т.е. осознание себя
воля(т.е. желание чего-либо) |
дошкольный возраст
(3 – 6, 7 лет) |
ролевая игра |
ребенок – семья + социаль
ный взрослый (воспита-
тель д/с ) + сверстники –
это очень важно , т.к. это
первые равноправные
отношения ( отношения
со взрослыми неравно-
правные)Круг взрослых
расширяется за счет да-леких связей(врач и т.д.) |
ребенок входит в мир символов
формируется воображе-ние(символическая функ-
ция)
наглядно-образное мыш-ление
ориентировка в обществе
(первый эквивалент кар-
тины мира)
произвольность поведе-
ния
самооценка, самосознание |
младший школьный
возраст (6 , 7 лет – 10 , 11
лет) |
учебная деятельность |
впервые выступает в качестве субъекта соци-
ально –значимой деятель
ности (ученик), новые отношения ученик – учи-
тель.
отношения со сверстни-
ками более широкие , устойчивые. |
приобщение к основам теоретического мышле-ния
рефлексия
понятийное мышление |
подростковый возраст
( 10 ,11 – 15 лет) |
внешне - ситуация та же,
но внутренне ребенок очень меняется , т. к. происходит смена ведущей деятельности –
общение друг с другом |
на первом месте - обще-ние со сверстниками,
здесь происходит активная ориентация на
мир взрослых. |
чувство взрослости
происходит освоение
норм , ценностей. |
Юношеский возраст
( 1) 15 -18 лет ,
2) 18 – 23 г.) |
учебно – профессиональ-ная, центральная задача-
какой путь в жизни вы-
брать , процесс самораз-вития |
ведущая роль – общение
со сверстниками , опосре-довано профессиональ-
ными интересами . проис
ходит и индивидуали-
зация отношений - фено
мен юношеской дружбы
и любви. |
самосознание
выработка своей собст-
венной системы мира
(мировоззрение) |