сайт старшего воспитателя МБДОУ "Детский сад № 20"

 

перспективный план по социально-эмоциональному развитию в раннем возрасте

 

 

   Цель

 

         Тема

 

          Задачи

 

     Материал

 

     Методы и         

      приемы

   Формировать потребность в общении с взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых  сведений об окружающем, в том числе, элементарных представлений о своих внешних особенностях и внешних проявлениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать потребность в общении с взрослыми на познавательные темы как основу формирования образа «Я»: представлений о себе и окружающих людях, внешних и внутренних особенностях         

                                                    Сентябрь

 

Игры: «Шли, шли, что-то нашли, «Загляни ко мне в окошко (я вам что-то покажу)», «Я иду к вам в гости с подарками», « Приходите ко мне в гости»

Наладить доверительные отношения с каждым ребенком

Подарки – сюрпризы: из бумаги – бабочки, бантики, гармошки, рисунки, из ниток - куколки, помпончики, кисточки, шумелки, гремелки

Вовлечение в игру, подарки – сюрпризы детям, показ действия с предметами воспитателем, совместные действия с ребенком

Индивидуальные игры – занятия «Помощники»

Знакомить детей с внешними особенностями (части тела, части лица)

Мягкий конструктор

Исполнение потешек «Петушок», «Катя, Катя маленька», рассказывание русской народной сказки «Колобок»,

Создание игровой ситуации: «Помоги Кате (петушку, колобку)?»,

упражнение с мягким конструктором

                                                      Октябрь

 

Индивидуальные игры – занятия «Кукла в гости к нам пришла»

Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия - куклы

Кукла в рост ребенка

Рассматривание куклы, вопросы: «Что есть у куклы? Что она умеет делать? А что вы умеете делать?», рассказывание стихов «Кукла Маринка» Л. Склярская, «Купаю куклу» Л. Герасимов, «Умываемся» Г. Лагздынь

Индивидуальные игры – занятия «Пропавший малыш»

Формировать представления о внешних особенностях (части тела, части лица)

Игрушки

Рассматривание игрушек, вопросы: «Что есть у куклы? Собачки? Кошки? Что есть у вас?», игра «Пропавший малыш»

Индивидуальное игра – занятие «Какой Я»

Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности (цвет волос, цвет глаз)

Панно «Наши звездочки», портреты – картинки детей

Рассматривание портрета-картинки, вопросы «Какого цвета глаза, волосы?», разглядывание себя в зеркало

Индивидуальные игры – занятия «Две куклы»

 

 

 

 

 

Учить детей понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позам, жестам

Куклы с изображением эмоций радости, печали

Рассматривание и сравнение кукол: «Какая кукла плачет? Что нужно делать?», пример действия воспитателя с куклой

                                                     Ноябрь

 

Праздник-сюрприз «Мыльные пузыри»

расширять круг общения детей

Кукольный театр по сказке «Колобок», баночки для мыльных пузырей

Показ родителями сказки «Колобок – горелый бок», совместные с родителями игры, пляски, игра – забава с мыльными пузырями

Игра – занятие «Магазин игрушек»

Создавать условия для осознания детьми собственных предпочтений в игрушках

Игрушки группы

Рассматривание игрушек, вопрос: «Какая игрушка тебе нравится?», вовлечение в игру с выбранной игрушкой: «Покорми, погуляй, уложи спать и т.д.

Игра – занятие «Поможем игрушкам»

Развивать умение выражать свои чувства: жалость, сочувствие, сострадание

Игрушки: зайчик, кукла, мишка

Создание игровых ситуаций: « зайке больно», «кукла порезала пальчик», «у мишки болит лапа»

Игра «Поговорим»

Создавать условия для осознания  собственных предпочтений в игрушках - животных

Игрушки – собака, кошка, птичка, петушок, курочка, корова

Художественное слово, звукоподражание, действия с игрушками

Ритуал «Наши гости»: тема «Поиграем вместе»

Определять вместе с детьми их предпочтения в игрушках

Игрушки

Проведение родителями игры «Поговорим», создание игровой ситуации «Поиграем вместе с игрушкой»

Игра – занятие «Похожи – не похожи»

Знакомить детей с отличительными особенностями внешнего вида детей группы

Панно «Наши звездочки», портреты - картинки

Сравнение собственного портрета с портретами других, поручение «Найди похожий», вопрос «Почему похожи?»

Рассказывание сказок «Репка», «Курочка Ряба»

Учить детей выражать свое отношение к сказочным персонажам

Настольные кукольные театры по сказкам

Инсценировка сказок, вопросы: «Про кого сказка?», «Кто вам понравился?»

Музыкальное занятие «Музыкальная книга»

Учить детей выражать свое отношение к героям музыкальных произведений

Пособие «Музыкальная книга»

Слушание песен, рассматривание иллюстраций в музыкальной книге

Ритуал «Сладкий вечер»: тема «Чудо-салат» (из овощей)

Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные

Посуда для приготовления салата, столовая посуда, столовые приборы, овощи

Рассматривание овощей, приготовление родителями салатов, дегустация детьми, вопрос: «Какой понравился?»

                                                     Декабрь

 

Игра – занятие «Разноцветные горошинки»

Определять вместе с детьми их предпочтения в цвете

Пособие «Разноцветные горошинки»

Рассматривание горошинок: «Какая понравилась по цвету», игры - упражнения с шариками – горошинками: «Догони», «Поймай - не упусти», «Прокати в ворота»

Праздник-сюрприз «Разноцветные ленточки»

Организовать совместную деятельность родителей и детей, подводить детей к осознанию собственных предпочтений в цвете, в игрушках

Разноцветные ленточки, стулья основных цветов, игрушки

Подарки – сюрпризы детям, совместные пляски, песни, игры детей и взрослых, игра – забава «Карусель»

Ритуал «Наши гости»: тема «Рисование ладошками и пальчиками»

Подводить детей к осознанию собственных предпочтений в цвете

Большой лист белой бумаги, ванночки с гуашью разных цветов

Совместная изобразительная деятельность взрослых и детей с использованием нетрадиционной техники

Игра – занятие «Чей портрет»

Формировать представления о внешних особенностях детей группы

Панно «Наши звездочки», портреты – картинки детей

Рассматривание портретов – картинок на панно «Наши звездочки»

Дидактическая игра «Семья медведей»

Определять вместе с детьми эмоциональное состояние (радость, печаль) игровых персонажей

Дидактическое пособие «Семья медведей»

Вопросы: «Какое настроение у папы медведя? у медведицы? у мишутки?»

Занятие по развитию речи: рассказывание сказок - «Козлята и волк», « Три медведя»

Учить детей выражать свое отношение к сказочным персонажам

Кукольные театры по сказкам

Инсценировка сказок, вопросы:

« Про кого сказка?», «Кто из героев вам понравился»

Музыкальное занятие

Учить детей выражать свое отношение к героям музыкальных произведений

Пособие «Музыкальная книга»

Слушание песен, рассматривание иллюстраций в музыкальной книге, имитация движений животных – героев музыкальных произведений

Ритуал «Сладкий вечер»: тема «Чудо-салат» (из фруктов)

Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные

Посуда для приготовления салата, столовая посуда, столовые приборы, фрукты

Рассматривание фруктов, наблюдение за процессом  приготовления родителями салатов, дегустация детьми, вопрос: «Какой салат понравился? Какой еще хочешь попробовать?»  

Формировать потребность в общении со сверстникам

и развитие на этой основе социальных навыков

Игровое упражнение «Разноцветные ленточки»

Развивать парное взаимодействие

Пособие «Разноцветные ленточки»

Упражнения в совместных действиях со сверстниками

Игровое упражнение «Пройди по дорожке»

Развивать парное взаимодействие

Парные дорожки для разных видов ходьбы

(1 вариант: дорожки, соединенные между собой шнуром;

2 вариант: дорожки, накручивающиеся на палочке)

Упражнения в совместных действиях со сверстниками

 

Игровое упражнение «Найди пару»

Развивать парное взаимодействие

Дидактическое пособие «Половинки» полукружия разного цвета

 

Упражнения в совместных действиях со сверстниками

 

Дидактическое упражнение «Поиграем с черепахой»

Развивать парное взаимодействие

Дидактическое пособие «Черепаха»

Упражнения в совместных действиях со сверстниками, поручения: «Подай … цветочек», «Помоги …»

 

Игра – занятие с  песком «Построим домик с дорожкой»

Развивать парное взаимодействие

Стол «Песок –вода», бассейн с песком, совочки, леечки с водой, игрушки для обыгрывания

Упражнения в совместных действиях со сверстниками, поручения: «Подай … цветочек», «Помоги …»

 

Подвижная игра «Надуй шарик»

Развивать  взаимодействие: совместно строить круг, увеличивая и уменьшая его размеры

 

Упражнения в совместных действиях со сверстниками

 

Формировать потребность в

общение с взрослыми на познавательные темы как основу формирования образа «Я»:

представлений о себе и окружающих людях, внешних и внутренних особенностях

                                                        Январь

Ритуал «Наши гости»: тема «В гостях у сказки»

Вызвать у детей желание выражать свое отношение к сказочным персонажам

Кукольные театры по сказкам

«Колобок», «Рукавичка», « Маша и медведь»

Показ кукольного театра родителями, вопросы: «Какие герои вам понравились?»

Игра – занятие с книжками – малышками «Это книжка про меня»

Формировать представления о внешних особенностях сверстников, показать детям, что у людей бывают схожие и отличные предпочтения

Книжки – малышки «Это книжка про меня»

Рассматривание фотографий сверстников, чтение книжек малышек

Игровое упражнение «Весело – грустно»

Определять вместе с детьми эмоциональное состояние людей (радость, печаль) по выражению лица, позам, жестам

Сюжетные картинки

Рассматривание картинок, вопросы

Ритуал «Сладкий вечер»: приготовление соков

Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные

Миксер, посуда

Рассматривание овощей и фруктов, наблюдение за процессом  приготовления родителями соков, дегустация детьми, вопрос: «Какой сок понравился? Какой еще налить?»  

Ритуал «Наши гости»: тема «У нас в гостях мама – музыкант»

Дать детям возможность выражать свое отношение к музыкальным произведениям

Пособие «Музыкальная книга»

Слушание, исполнение гостьей песенок; вопросы: «Какая песенка понравилась? Какую песенку хотите послушать еще раз?»

Праздник – сюрприз «Легкие снежинки»

Создавать условия для организации совместной деятельности детей и родителей, для выражения детьми своих предпочтений

Бумажные снежинки, декорации: елочки, кустик, разноцветные салфетки, ножницы, кукольные театр по сказке «Снежинки», подарок – сюрприз детям, изготовление снежинок, наблюдение детей за изготовлением снежинок

Показ кукольного театра, совместное исполнение родителями и детьми песен

Формировать потребность в общении со сверстниками и развитие на этой основе социальных навыков

Дидактическая игра «У куклы день рождения»

Формировать у детей элементарные представления о правилах этикета

Игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда

Создание игровой ситуации, показ воспитателя приемов позитивного общения

Ритуал «День рождения»

Формировать у детей элементарные представления о позитивных приемов общения

Панно «Наши звездочки», портреты – картинки детей именинников

Рассматривание панно «Наши звездочки», исполнение стихов, чаепитие, подарки – сюрпризы для детей

 

Дидактическое упражнение «Поиграем с ромашкой»

Развивать парное взаимодействие

Дидактическое пособие «Ромашка»

Упражнения в совместных действиях со сверстниками, поручения: «Подай … шнурок нужного цвета», «Помоги …»

 

Игра «Строим из модулей»

Развивать  взаимодействие при конструировании  построек из модулей

модули

Упражнения в совместных действиях со сверстниками, поручения: «Подай … шнурок нужного цвета», «Помоги донести модуль», «Помоги сделать крышу»

 

Подвижная игра «Бусинки»

Развивать взаимодействие: учить детей строить круг, ходить друг за другом

Длинный шнур

Упражнения в совместных действиях со сверстниками

Формировать потребность в общении с взрослыми на познавательные темы как основу формирования образа «Я» и потребность в общении со сверстниками с целью развития социальных навыков

                                                        Февраль

Занятие по развитию речи: рассказывание сказок «Заюшкина избушка», « Кот, петух и лиса»

Побуждать детей выражать свое отношение к сказочным персонажам, развивать умение выражать свои чувства: жалость, сочувствие, сострадание

Настольные театры

Рассказывание сказок, показ настольного театра, вопросы: «Какие герои понравились?» «Каких героев вам было жалко?»

Ритуал «Наши гости»: тема «Подарим детям игрушки»

Подводить детей к осознанию своих предпочтений в игрушках, в музыкальных произведениях

Материал для изготовления соленого теста, соленое тесто, групповые игрушки, сюрприз – угощение для детей

Наблюдение за изготовлением соленого теста, совместная деятельность детей и взрослых, лепка «угощения» для игрушек, игровая ситуация: «угостим игрушки», исполнение песенок для игрушек, сюрприз – угощение для детей

Занятие по рисованию «Рисуем любимым цветом»

Подводить детей к осознанию своих предпочтений в цвете

Баночки с гуашью разных цветов, листы бумаги

Вовлечение детей в изобразительную деятельность

Ритуал «Сладкий вечер»: «День варенья»

Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные

Вазочки с вареньем, розетки по количеству детей, столовые приборы, салфетки, чайная посуда

Рассказ воспитателя о своем варенье, дегустация детьми, чаепитие с понравившимся угощением

Игра – занятие с книжками – малышками «Это книжка про меня»

Подводить детей к осознанию собственных  предпочтений, показать, что вкусы бывают разные

Книжки – малышки «Это книжка про меня»

Чтение детям книжек – малышек, вопросы: «Что любит Никита

(Соня)? А ты что любишь?»

Игра занятие «Солнышко – тучка»

Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний: весело, грустно

Пособие - зонтик «Солнышко – тучка»

Наблюдение за погодой, упражнение «Весело – грустно», вопросы: «Почему детям весело? (грустно)?»

Праздник – сюрприз «Фантики – бабочки»

Создавать условия для организации совместной деятельности детей и родителей, развивать взаимодействие со сверстниками, создавать условия для выражения детьми своих предпочтений

Бумажные бабочки разных цветов

Подарки – сюрпризы детям, наблюдение за изготовлением родителями бабочек из фантиков, совместные игры, пляски, игра: «Найди пару»( с помощью родителей)

 

Ритуал «День рождения»

Формировать у детей элементарные представления о позитивных приемов общения

Панно «Наши звездочки», портреты – картинки детей именинников

Рассматривание панно «Наши звездочки», исполнение стихов, песен, чаепитие, подарки – сюрпризы для детей

Игра «Угадай»

Формировать представления о внешних особенностях сверстников

Портреты - картинки

Рассматривание портретов

 вопросы: «У кого в группе коричневые глаза, черные волосы? и т. д. 

Игра – занятие «Знакомство»

Формировать у детей элементарные представления о правилах этикета при встрече

Игрушка

Создание игровой ситуации, демонстрация детям приемов общения при знакомстве, упражнения детей в приемах общения с игрушкой

Игра – занятие «В группе новая игрушка»

Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссор, учить их простым способам выхода из конфликта

Новая игрушка

Создание проблемной ситуации, упражнения детей в приемах общения

Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Развивать взаимодействие:  учить видеть бегущего впереди и рядом

Обручи, мяч

Упражнения в совместных действиях со сверстниками

                                                        Март

 

Музыкальное занятие «Музыкальная книга»

Подводить детей к осознанию своих музыкальных предпочтений

Пособие «Музыкальная книга»

Слушание песен, совместное исполнение песен по выбору детей

Занятие по развитию речи: рассказывание любимых сказок

Подводить детей к осознанию своих предпочтений в сказках

Кукольные театры по знакомым детям сказкам

Выбор детьми героя – игрушки настольного театра, рассказывание воспитателем сказки по выбору детей

Сладкий вечер «Чудо – печка»

Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные

Столовые приборы, салфетки, чайная посуда

Рассказ воспитателя о печке, дегустация детьми, чаепитие с понравившимся угощением

Праздник – сюрприз «Бумажные кораблики»

Создавать условия для организации совместной деятельности детей и родителей, развивать взаимодействие со сверстниками, создавать условия для выражения детьми своих предпочтений

Мини – бассейн с водой, закрытый крышкой имитирующей снежную полянку с проталинкой, листы бумаги разного цвета

Совместное исполнение детьми и родителями песен, хороводов, наблюдение за изготовлением родителями бумажных корабликов, совместные игры детей с водой

Игра – занятие «Разноцветные горошинки»

Создавать условия для осознания собственных предпочтений в играх, игрушках, в еде, одежде, цвете, сказках

Пособие «Разноцветные горошинки»

Рассматривание горошинок с картинками: «Что нарисовано? Что тебе нравится из еды? Какой сказочный герой нравится? Герой, каких мультфильмов нарисован? Какой тебе нравится?» поручение: «Собери свои горошинки в стручок»

 

Ритуал «День рождения»

Формировать у детей элементарные представления о позитивных приемов общения

Панно «Наши звездочки», портреты – картинки детей именинников

Рассматривание панно «Наши звездочки». Исполнение стихов, песен, хороводов для именинников,  чаепитие, подарки – сюрпризы для детей

Игра – занятие «В группе новая кукла»

Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссор, учить их простым способам выхода из конфликта

Новая кукла

Создание проблемной ситуации, упражнения детей в приемах общения

Игра «Поссорились – помирились»

Учить детей простым способам выхода из конфликта

 

Показ и объяснение игры

Подвижная игра «Поезд»

Развивать взаимодействие: построение и ходьба друг за другом

 

Упражнения в совместных действиях со сверстниками

                                                      Апрель

Игра – занятие «Разноцветные горошинки»

Создавать условия для осознания собственных предпочтений в играх, игрушках, в еде, одежде, цвете, сказках

Пособие «Разноцветные горошинки»

Рассматривание горошинок с картинками: «Что нарисовано? Что тебе нравится из еды? Какой сказочный герой нравится? Герой, каких мультфильмов нарисован? Какой тебе нравится?» поручение: «Собери свои горошинки в стручок»

Игра - занятие «Весело – грустно»

Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний: весело, грустно

Сюжетные картинки

Рассматривание сюжетных картинок, вопросы: «Какое настроение у ребенка (котенка и т. д.) Почему?»

 

Игра «Поздороваемся»

Формировать у детей элементарные представления о правилах этикета при встрече

Игрушка

Упражнения детей в приемах общения при встрече

Игра «Подружились»

Учить детей простым способам выхода из конфликта

 

Показ и объяснение игры, упражнение детей

Ритуал «День рождения»

Формировать у детей элементарные представления о позитивных приемов общения

Панно «Наши звездочки», портреты – картинки детей именинников

Рассматривание панно «Наши звездочки». Исполнение стихов, песен, хороводов для именинников,  чаепитие, подарки – сюрпризы для детей

Праздник – сюрприз «Воздушные шары»

Создавать условия для организации совместной деятельности детей и родителей, развивать взаимодействие со сверстниками, создавать условия для выражения детьми своих предпочтений

Воздушные шары разных цветов

Подарок – сюрприз детям, совместное исполнение родителями и детьми песен, хороводов, совместные игры детей с воздушными шарами

                                                         Май

Беседы на темы: «Что ты любишь? Моя любимая игрушка? Моя любимая игра, цвет, сказка, кушанье?»

Показать детям, что у людей бывают схожие и отличительные предпочтения в играх, игрушках, в одежде, еде, цвете, сказках

 

Беседа с детьми, вопросы воспитателя

Праздник семьи

Создавать условия для организации совместной деятельности родителей и детей, для формирования у детей представлений о себе и своих сверстниках

 

Презентация родителями «Наш ребенок», совместные игры, песни, танцы, чаепитие

 

 

 

Занятие по развитию речи: чтение рассказа «Как помирились»

Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссор, учить их простым способам выхода из конфликта

 

Слушание рассказа, вопросы воспитателя, разыгрывание ситуации с помощью воспитателя

Сюжетно – ролевые игры: «Дочки – матери», « Кукла заболела», «Шоферы», «Прогулка», « Едем на автобусе»

Способствовать переходу от одиночных игр и игр рядом к совместной игровой деятельности

Игрушки – персонажи, игрушки – предметы оперирования, игрушки – маркеры игрового пространства

Создание игровых ситуаций

Дата последнего обновления страницы 12.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»