Цель |
Тема |
Задачи |
Материал |
Методы и
приемы |
Формировать потребность в общении с взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем, в том числе, элементарных представлений о своих внешних особенностях и внешних проявлениях
Формировать потребность в общении с взрослыми на познавательные темы как основу формирования образа «Я»: представлений о себе и окружающих людях, внешних и внутренних особенностях |
Сентябрь
|
Игры: «Шли, шли, что-то нашли, «Загляни ко мне в окошко (я вам что-то покажу)», «Я иду к вам в гости с подарками», « Приходите ко мне в гости» |
Наладить доверительные отношения с каждым ребенком |
Подарки – сюрпризы: из бумаги – бабочки, бантики, гармошки, рисунки, из ниток - куколки, помпончики, кисточки, шумелки, гремелки |
Вовлечение в игру, подарки – сюрпризы детям, показ действия с предметами воспитателем, совместные действия с ребенком |
Индивидуальные игры – занятия «Помощники» |
Знакомить детей с внешними особенностями (части тела, части лица) |
Мягкий конструктор |
Исполнение потешек «Петушок», «Катя, Катя маленька», рассказывание русской народной сказки «Колобок»,
Создание игровой ситуации: «Помоги Кате (петушку, колобку)?»,
упражнение с мягким конструктором |
Октябрь
|
Индивидуальные игры – занятия «Кукла в гости к нам пришла» |
Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия - куклы |
Кукла в рост ребенка |
Рассматривание куклы, вопросы: «Что есть у куклы? Что она умеет делать? А что вы умеете делать?», рассказывание стихов «Кукла Маринка» Л. Склярская, «Купаю куклу» Л. Герасимов, «Умываемся» Г. Лагздынь |
Индивидуальные игры – занятия «Пропавший малыш» |
Формировать представления о внешних особенностях (части тела, части лица) |
Игрушки |
Рассматривание игрушек, вопросы: «Что есть у куклы? Собачки? Кошки? Что есть у вас?», игра «Пропавший малыш» |
Индивидуальное игра – занятие «Какой Я» |
Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности (цвет волос, цвет глаз) |
Панно «Наши звездочки», портреты – картинки детей |
Рассматривание портрета-картинки, вопросы «Какого цвета глаза, волосы?», разглядывание себя в зеркало |
Индивидуальные игры – занятия «Две куклы»
|
Учить детей понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позам, жестам |
Куклы с изображением эмоций радости, печали |
Рассматривание и сравнение кукол: «Какая кукла плачет? Что нужно делать?», пример действия воспитателя с куклой |
Ноябрь
|
Праздник-сюрприз «Мыльные пузыри» |
расширять круг общения детей |
Кукольный театр по сказке «Колобок», баночки для мыльных пузырей |
Показ родителями сказки «Колобок – горелый бок», совместные с родителями игры, пляски, игра – забава с мыльными пузырями |
Игра – занятие «Магазин игрушек» |
Создавать условия для осознания детьми собственных предпочтений в игрушках |
Игрушки группы |
Рассматривание игрушек, вопрос: «Какая игрушка тебе нравится?», вовлечение в игру с выбранной игрушкой: «Покорми, погуляй, уложи спать и т.д. |
Игра – занятие «Поможем игрушкам» |
Развивать умение выражать свои чувства: жалость, сочувствие, сострадание |
Игрушки: зайчик, кукла, мишка |
Создание игровых ситуаций: « зайке больно», «кукла порезала пальчик», «у мишки болит лапа» |
Игра «Поговорим» |
Создавать условия для осознания собственных предпочтений в игрушках - животных |
Игрушки – собака, кошка, птичка, петушок, курочка, корова |
Художественное слово, звукоподражание, действия с игрушками |
Ритуал «Наши гости»: тема «Поиграем вместе» |
Определять вместе с детьми их предпочтения в игрушках |
Игрушки |
Проведение родителями игры «Поговорим», создание игровой ситуации «Поиграем вместе с игрушкой» |
Игра – занятие «Похожи – не похожи» |
Знакомить детей с отличительными особенностями внешнего вида детей группы |
Панно «Наши звездочки», портреты - картинки |
Сравнение собственного портрета с портретами других, поручение «Найди похожий», вопрос «Почему похожи?» |
Рассказывание сказок «Репка», «Курочка Ряба» |
Учить детей выражать свое отношение к сказочным персонажам |
Настольные кукольные театры по сказкам |
Инсценировка сказок, вопросы: «Про кого сказка?», «Кто вам понравился?» |
Музыкальное занятие «Музыкальная книга» |
Учить детей выражать свое отношение к героям музыкальных произведений |
Пособие «Музыкальная книга» |
Слушание песен, рассматривание иллюстраций в музыкальной книге |
Ритуал «Сладкий вечер»: тема «Чудо-салат» (из овощей) |
Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные |
Посуда для приготовления салата, столовая посуда, столовые приборы, овощи |
Рассматривание овощей, приготовление родителями салатов, дегустация детьми, вопрос: «Какой понравился?» |
Декабрь |
|
Игра – занятие «Разноцветные горошинки» |
Определять вместе с детьми их предпочтения в цвете |
Пособие «Разноцветные горошинки» |
Рассматривание горошинок: «Какая понравилась по цвету», игры - упражнения с шариками – горошинками: «Догони», «Поймай - не упусти», «Прокати в ворота» |
Праздник-сюрприз «Разноцветные ленточки» |
Организовать совместную деятельность родителей и детей, подводить детей к осознанию собственных предпочтений в цвете, в игрушках |
Разноцветные ленточки, стулья основных цветов, игрушки |
Подарки – сюрпризы детям, совместные пляски, песни, игры детей и взрослых, игра – забава «Карусель» |
Ритуал «Наши гости»: тема «Рисование ладошками и пальчиками» |
Подводить детей к осознанию собственных предпочтений в цвете |
Большой лист белой бумаги, ванночки с гуашью разных цветов |
Совместная изобразительная деятельность взрослых и детей с использованием нетрадиционной техники |
Игра – занятие «Чей портрет» |
Формировать представления о внешних особенностях детей группы |
Панно «Наши звездочки», портреты – картинки детей |
Рассматривание портретов – картинок на панно «Наши звездочки» |
Дидактическая игра «Семья медведей» |
Определять вместе с детьми эмоциональное состояние (радость, печаль) игровых персонажей |
Дидактическое пособие «Семья медведей» |
Вопросы: «Какое настроение у папы медведя? у медведицы? у мишутки?» |
Занятие по развитию речи: рассказывание сказок - «Козлята и волк», « Три медведя» |
Учить детей выражать свое отношение к сказочным персонажам |
Кукольные театры по сказкам |
Инсценировка сказок, вопросы:
« Про кого сказка?», «Кто из героев вам понравился» |
Музыкальное занятие |
Учить детей выражать свое отношение к героям музыкальных произведений |
Пособие «Музыкальная книга» |
Слушание песен, рассматривание иллюстраций в музыкальной книге, имитация движений животных – героев музыкальных произведений |
Ритуал «Сладкий вечер»: тема «Чудо-салат» (из фруктов) |
Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные |
Посуда для приготовления салата, столовая посуда, столовые приборы, фрукты |
Рассматривание фруктов, наблюдение за процессом приготовления родителями салатов, дегустация детьми, вопрос: «Какой салат понравился? Какой еще хочешь попробовать?» |
Формировать потребность в общении со сверстникам
и развитие на этой основе социальных навыков |
Игровое упражнение «Разноцветные ленточки» |
Развивать парное взаимодействие |
Пособие «Разноцветные ленточки» |
Упражнения в совместных действиях со сверстниками |
Игровое упражнение «Пройди по дорожке» |
Развивать парное взаимодействие |
Парные дорожки для разных видов ходьбы
(1 вариант: дорожки, соединенные между собой шнуром;
2 вариант: дорожки, накручивающиеся на палочке) |
Упражнения в совместных действиях со сверстниками
|
Игровое упражнение «Найди пару» |
Развивать парное взаимодействие |
Дидактическое пособие «Половинки» полукружия разного цвета
|
Упражнения в совместных действиях со сверстниками
|
Дидактическое упражнение «Поиграем с черепахой» |
Развивать парное взаимодействие |
Дидактическое пособие «Черепаха» |
Упражнения в совместных действиях со сверстниками, поручения: «Подай … цветочек», «Помоги …»
|
Игра – занятие с песком «Построим домик с дорожкой» |
Развивать парное взаимодействие |
Стол «Песок –вода», бассейн с песком, совочки, леечки с водой, игрушки для обыгрывания |
Упражнения в совместных действиях со сверстниками, поручения: «Подай … цветочек», «Помоги …»
|
Подвижная игра «Надуй шарик» |
Развивать взаимодействие: совместно строить круг, увеличивая и уменьшая его размеры |
|
Упражнения в совместных действиях со сверстниками
|
Формировать потребность в
общение с взрослыми на познавательные темы как основу формирования образа «Я»:
представлений о себе и окружающих людях, внешних и внутренних особенностях |
Январь |
Ритуал «Наши гости»: тема «В гостях у сказки» |
Вызвать у детей желание выражать свое отношение к сказочным персонажам |
Кукольные театры по сказкам
«Колобок», «Рукавичка», « Маша и медведь» |
Показ кукольного театра родителями, вопросы: «Какие герои вам понравились?» |
Игра – занятие с книжками – малышками «Это книжка про меня» |
Формировать представления о внешних особенностях сверстников, показать детям, что у людей бывают схожие и отличные предпочтения |
Книжки – малышки «Это книжка про меня» |
Рассматривание фотографий сверстников, чтение книжек малышек |
Игровое упражнение «Весело – грустно» |
Определять вместе с детьми эмоциональное состояние людей (радость, печаль) по выражению лица, позам, жестам |
Сюжетные картинки |
Рассматривание картинок, вопросы |
Ритуал «Сладкий вечер»: приготовление соков |
Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные |
Миксер, посуда |
Рассматривание овощей и фруктов, наблюдение за процессом приготовления родителями соков, дегустация детьми, вопрос: «Какой сок понравился? Какой еще налить?» |
Ритуал «Наши гости»: тема «У нас в гостях мама – музыкант» |
Дать детям возможность выражать свое отношение к музыкальным произведениям |
Пособие «Музыкальная книга» |
Слушание, исполнение гостьей песенок; вопросы: «Какая песенка понравилась? Какую песенку хотите послушать еще раз?» |
Праздник – сюрприз «Легкие снежинки» |
Создавать условия для организации совместной деятельности детей и родителей, для выражения детьми своих предпочтений |
Бумажные снежинки, декорации: елочки, кустик, разноцветные салфетки, ножницы, кукольные театр по сказке «Снежинки», подарок – сюрприз детям, изготовление снежинок, наблюдение детей за изготовлением снежинок |
Показ кукольного театра, совместное исполнение родителями и детьми песен |
Формировать потребность в общении со сверстниками и развитие на этой основе социальных навыков |
Дидактическая игра «У куклы день рождения» |
Формировать у детей элементарные представления о правилах этикета |
Игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда |
Создание игровой ситуации, показ воспитателя приемов позитивного общения |
Ритуал «День рождения» |
Формировать у детей элементарные представления о позитивных приемов общения |
Панно «Наши звездочки», портреты – картинки детей именинников |
Рассматривание панно «Наши звездочки», исполнение стихов, чаепитие, подарки – сюрпризы для детей
|
Дидактическое упражнение «Поиграем с ромашкой» |
Развивать парное взаимодействие |
Дидактическое пособие «Ромашка» |
Упражнения в совместных действиях со сверстниками, поручения: «Подай … шнурок нужного цвета», «Помоги …»
|
Игра «Строим из модулей» |
Развивать взаимодействие при конструировании построек из модулей |
модули |
Упражнения в совместных действиях со сверстниками, поручения: «Подай … шнурок нужного цвета», «Помоги донести модуль», «Помоги сделать крышу»
|
Подвижная игра «Бусинки» |
Развивать взаимодействие: учить детей строить круг, ходить друг за другом |
Длинный шнур |
Упражнения в совместных действиях со сверстниками |
Формировать потребность в общении с взрослыми на познавательные темы как основу формирования образа «Я» и потребность в общении со сверстниками с целью развития социальных навыков |
Февраль |
Занятие по развитию речи: рассказывание сказок «Заюшкина избушка», « Кот, петух и лиса» |
Побуждать детей выражать свое отношение к сказочным персонажам, развивать умение выражать свои чувства: жалость, сочувствие, сострадание |
Настольные театры |
Рассказывание сказок, показ настольного театра, вопросы: «Какие герои понравились?» «Каких героев вам было жалко?» |
Ритуал «Наши гости»: тема «Подарим детям игрушки» |
Подводить детей к осознанию своих предпочтений в игрушках, в музыкальных произведениях |
Материал для изготовления соленого теста, соленое тесто, групповые игрушки, сюрприз – угощение для детей |
Наблюдение за изготовлением соленого теста, совместная деятельность детей и взрослых, лепка «угощения» для игрушек, игровая ситуация: «угостим игрушки», исполнение песенок для игрушек, сюрприз – угощение для детей |
Занятие по рисованию «Рисуем любимым цветом» |
Подводить детей к осознанию своих предпочтений в цвете |
Баночки с гуашью разных цветов, листы бумаги |
Вовлечение детей в изобразительную деятельность |
Ритуал «Сладкий вечер»: «День варенья» |
Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные |
Вазочки с вареньем, розетки по количеству детей, столовые приборы, салфетки, чайная посуда |
Рассказ воспитателя о своем варенье, дегустация детьми, чаепитие с понравившимся угощением |
Игра – занятие с книжками – малышками «Это книжка про меня» |
Подводить детей к осознанию собственных предпочтений, показать, что вкусы бывают разные |
Книжки – малышки «Это книжка про меня» |
Чтение детям книжек – малышек, вопросы: «Что любит Никита
(Соня)? А ты что любишь?» |
Игра занятие «Солнышко – тучка» |
Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний: весело, грустно |
Пособие - зонтик «Солнышко – тучка» |
Наблюдение за погодой, упражнение «Весело – грустно», вопросы: «Почему детям весело? (грустно)?» |
Праздник – сюрприз «Фантики – бабочки» |
Создавать условия для организации совместной деятельности детей и родителей, развивать взаимодействие со сверстниками, создавать условия для выражения детьми своих предпочтений |
Бумажные бабочки разных цветов |
Подарки – сюрпризы детям, наблюдение за изготовлением родителями бабочек из фантиков, совместные игры, пляски, игра: «Найди пару»( с помощью родителей) |
|
Ритуал «День рождения» |
Формировать у детей элементарные представления о позитивных приемов общения |
Панно «Наши звездочки», портреты – картинки детей именинников |
Рассматривание панно «Наши звездочки», исполнение стихов, песен, чаепитие, подарки – сюрпризы для детей |
Игра «Угадай» |
Формировать представления о внешних особенностях сверстников |
Портреты - картинки |
Рассматривание портретов
вопросы: «У кого в группе коричневые глаза, черные волосы? и т. д. |
Игра – занятие «Знакомство» |
Формировать у детей элементарные представления о правилах этикета при встрече |
Игрушка |
Создание игровой ситуации, демонстрация детям приемов общения при знакомстве, упражнения детей в приемах общения с игрушкой |
Игра – занятие «В группе новая игрушка» |
Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссор, учить их простым способам выхода из конфликта |
Новая игрушка |
Создание проблемной ситуации, упражнения детей в приемах общения |
Подвижная игра «Мы веселые ребята» |
Развивать взаимодействие: учить видеть бегущего впереди и рядом |
Обручи, мяч |
Упражнения в совместных действиях со сверстниками |
Март |
|
Музыкальное занятие «Музыкальная книга» |
Подводить детей к осознанию своих музыкальных предпочтений |
Пособие «Музыкальная книга» |
Слушание песен, совместное исполнение песен по выбору детей |
Занятие по развитию речи: рассказывание любимых сказок |
Подводить детей к осознанию своих предпочтений в сказках |
Кукольные театры по знакомым детям сказкам |
Выбор детьми героя – игрушки настольного театра, рассказывание воспитателем сказки по выбору детей |
Сладкий вечер «Чудо – печка» |
Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные |
Столовые приборы, салфетки, чайная посуда |
Рассказ воспитателя о печке, дегустация детьми, чаепитие с понравившимся угощением |
Праздник – сюрприз «Бумажные кораблики» |
Создавать условия для организации совместной деятельности детей и родителей, развивать взаимодействие со сверстниками, создавать условия для выражения детьми своих предпочтений |
Мини – бассейн с водой, закрытый крышкой имитирующей снежную полянку с проталинкой, листы бумаги разного цвета |
Совместное исполнение детьми и родителями песен, хороводов, наблюдение за изготовлением родителями бумажных корабликов, совместные игры детей с водой |
Игра – занятие «Разноцветные горошинки» |
Создавать условия для осознания собственных предпочтений в играх, игрушках, в еде, одежде, цвете, сказках |
Пособие «Разноцветные горошинки» |
Рассматривание горошинок с картинками: «Что нарисовано? Что тебе нравится из еды? Какой сказочный герой нравится? Герой, каких мультфильмов нарисован? Какой тебе нравится?» поручение: «Собери свои горошинки в стручок» |
|
Ритуал «День рождения» |
Формировать у детей элементарные представления о позитивных приемов общения |
Панно «Наши звездочки», портреты – картинки детей именинников |
Рассматривание панно «Наши звездочки». Исполнение стихов, песен, хороводов для именинников, чаепитие, подарки – сюрпризы для детей |
Игра – занятие «В группе новая кукла» |
Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссор, учить их простым способам выхода из конфликта |
Новая кукла |
Создание проблемной ситуации, упражнения детей в приемах общения |
Игра «Поссорились – помирились» |
Учить детей простым способам выхода из конфликта |
|
Показ и объяснение игры |
Подвижная игра «Поезд» |
Развивать взаимодействие: построение и ходьба друг за другом |
|
Упражнения в совместных действиях со сверстниками |
Апрель |
Игра – занятие «Разноцветные горошинки» |
Создавать условия для осознания собственных предпочтений в играх, игрушках, в еде, одежде, цвете, сказках |
Пособие «Разноцветные горошинки» |
Рассматривание горошинок с картинками: «Что нарисовано? Что тебе нравится из еды? Какой сказочный герой нравится? Герой, каких мультфильмов нарисован? Какой тебе нравится?» поручение: «Собери свои горошинки в стручок» |
Игра - занятие «Весело – грустно» |
Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний: весело, грустно |
Сюжетные картинки |
Рассматривание сюжетных картинок, вопросы: «Какое настроение у ребенка (котенка и т. д.) Почему?» |
|
Игра «Поздороваемся» |
Формировать у детей элементарные представления о правилах этикета при встрече |
Игрушка |
Упражнения детей в приемах общения при встрече |
Игра «Подружились» |
Учить детей простым способам выхода из конфликта |
|
Показ и объяснение игры, упражнение детей |
Ритуал «День рождения» |
Формировать у детей элементарные представления о позитивных приемов общения |
Панно «Наши звездочки», портреты – картинки детей именинников |
Рассматривание панно «Наши звездочки». Исполнение стихов, песен, хороводов для именинников, чаепитие, подарки – сюрпризы для детей |
Праздник – сюрприз «Воздушные шары» |
Создавать условия для организации совместной деятельности детей и родителей, развивать взаимодействие со сверстниками, создавать условия для выражения детьми своих предпочтений |
Воздушные шары разных цветов |
Подарок – сюрприз детям, совместное исполнение родителями и детьми песен, хороводов, совместные игры детей с воздушными шарами |
Май |
Беседы на темы: «Что ты любишь? Моя любимая игрушка? Моя любимая игра, цвет, сказка, кушанье?» |
Показать детям, что у людей бывают схожие и отличительные предпочтения в играх, игрушках, в одежде, еде, цвете, сказках |
|
Беседа с детьми, вопросы воспитателя |
Праздник семьи |
Создавать условия для организации совместной деятельности родителей и детей, для формирования у детей представлений о себе и своих сверстниках |
|
Презентация родителями «Наш ребенок», совместные игры, песни, танцы, чаепитие |
|
Занятие по развитию речи: чтение рассказа «Как помирились» |
Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссор, учить их простым способам выхода из конфликта |
|
Слушание рассказа, вопросы воспитателя, разыгрывание ситуации с помощью воспитателя |
Сюжетно – ролевые игры: «Дочки – матери», « Кукла заболела», «Шоферы», «Прогулка», « Едем на автобусе» |
Способствовать переходу от одиночных игр и игр рядом к совместной игровой деятельности |
Игрушки – персонажи, игрушки – предметы оперирования, игрушки – маркеры игрового пространства |
Создание игровых ситуаций |