сайт старшего воспитателя МБДОУ "Детский сад № 20"

 

технологическая карта "Педагогический опыт" Колесниковой Е.Г.

 

Наименование опыта

Новые формы работы с семьями воспитанников раннего возраста

Формулировка цели

Повышение уровня включения родителей в деятельность ДОУ через использование инновационных форм работы, предусматривающих совместную деятельность воспитателей, родителей и детей.

Педагогическая идея

Сущность педагогического опыта заключается в использовании в работе с семьей таких форм, которые способствуют формированию партнерских отношений между педагогами и родителями, что предполагает общение на правах «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Важным способом реализации такого рода партнерских отношений является использование активных форм взаимодействия. Под активными формами взаимодействия  подразумеваются такие, где для обучаемых, в данном случае родителей создается ситуация необходимости непосредственного участия в педагогической деятельности дошкольного учреждения, в жизни своего ребенка в детском саду. Работу по выстраиванию партнерских отношений с семьей необходимо начинать с организации взаимодействия с родителями воспитанников раннего возраста, так как именно в 1-ый год пребывания ребенка в детском саду закладывается стиль взаимоотношения педагогов и родителей, который по большому счету остается неизменным до ухода детей в школу.

Прогнозируемый результат

·          повышение уровня включения родителей в деятельность ДОУ;

·          введение инновационных форм работы с родителями: разработка мероприятий, включающих совместную деятельность педагогов, родителей и детей, модернизация традиционных форм работы с родителями

Выбор и обоснование технологий

С целью формирования партнерских отношений детского сада и семьи работу с родителями необходимо строить на принципах сотрудничества

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Принципы сотрудничества:

- родители и педагоги являются партнерами воспитании и обучении детей,

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей,

- помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей,

- знание педагогами и родителями воспитатеьных возможностей коллектива и семьи, максимаьное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми,

- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов

Описание педагогических условий  опыта

Анализ семей показал низкую включённость родителей в организацию воспитательно-образовательного процесса: лишь  17 % родителей - активные участники процесса,    83 %- сторонние наблюдатели. Повышения уровня включения родителей в деятельность ДОУ осуществлялось через следующие направления: модернизацию традиционных форм работы с родителями; введение инновационных форм работы с родителями.

Модернизация такой формы работы с родителями как родительское собрание происходило в результате использования нетрадиционных форм проведения: в форме чаепития (эта форма позволяет родителям  раскрепоститься, почувствовать себя свободнее, помогает родителям ближе познакомиться и лучше узнать друг друга, способствует установлению теплой атмосферы),  экскурсии по группе, собрание с использованием медийных  средств: слайдшоу, видеофильмы. В родительские собрания  включаются элементы совместной деятельности взрослых и детей: это совместные экскурсии на общесадиковские выставки работ родителей и детей.

Была модернизирована такая форма работы с семьей  как День открытых дверей с целью адаптации этой формы в группе раннего возраста: использовали систему ОН ЛАЙН: группа оснащена камерами видеонаблюдения, родители в музыкальном зале через экран телевизора наблюдают за своими детьми.

 Модернизация  традиционных праздников: новогодний утренник, 8 марта,-  заключается в том, что они проходят  не в форме концертов, а как совместные праздники родителей и детей: родители поют, пляшут, водят хороводы вместе с детьми.

       К инновационным формам относится, в первую очередь, выпуск группового журнала «Горошинки», который направлен на информирование родителей об интересных событиях в жизни ДОУ и группы, о мероприятия с участием детей и взрослых, на формировании у родителей мотивации к взаимодействию с воспитателями и другими родителями, к участию в совместных мероприятиях родителей, детей, воспитателей. Рубрики «Нам пишут», «Маленькие смешинки», «Наши звезды» предполагают участие родителей. Взрослые делятся семейным традициями, интересными событиями из жизни ребенка, рассказывают об особенностях характера своих детей.

С целью внедрения инновационных форм в работе с детьми был разработан проект по работе с родителями «Подарим радость детям». На первом этапе проекта в ходе первого родительского собрания  перед родителями была озвучена проблема:  результаты анкетирования, где родители главным затруднением назвали общение с детьми,   в ясельной группе мало возможностей для организации этого общения, взаимодействия родителей и детей – традиционно проводится один праздник «Новый год». Поэтому необходимо использовать новые формы с активным участием родителей, детей и воспитателей группы –  праздники- сюрпризы, и ритуал «Наши гости»,-  формы работы, рекомендуемые программой «Радуга». На втором этапе - шёл поиск, отбор информации по проведению праздников- сюрпризов: сценарии, сказки, музыкальный репертуар. Для привлечения родителей был создан ящик идей, куда родители, в основном, подбирали стихи на соответствующую тематику праздников- сюрпризов. На третьем этапе – была организована работа «Клуба заботливых родителей», цель которого – знакомить родителей с конкретными методами и приёмами воспитания и обучения детей. Четвёртый этап- это непосредственное проведение праздников- сюрпризов, ритуала «Наши гости».

Самоанализ деятельности

·          разработаны мероприятия, включающие совместную деятельность педагогов, родителей и детей;

·          модернизированы традиционные формы работы с родителями,

·          создана система психологических тренингов для педагогов и родителей,

·          разработан проект газеты для родителей воспитанников раннего возраста, осуществляетя выпуск информационного издания для родителей,

·          повышение уровня включенности родителей в педагогический процесс: 24% родителей обозначили себя активными участниками воспитательно-образовательного процесса

 

 

 

Наименование опыта

Использование дидактического материала с целью социализации детей раннего возраста

 

 

Формулировка цели

Формирование у детей потребности в новых формах общения с взрослыми: в сотрудничестве с взрослыми, в инициативном общении с взрослым на познавательные темы, - и инициативном общении со  сверстниками как средство безболезненной адаптации к ДОУ

Педагогическая идея

В основе педагогического опыта лежит связь между характером адаптации к новым социальным условиям: детскому саду, - и характером имеющейся у ребенка потребности в общении с окружающими людьми.  Если на момент поступления в детский сад у детей  преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми, то течение адаптации, как правило, тяжелое, болезненное. С целью адаптации детей к новым социальным условиям необходимо формировать потребность в общении с взрослыми и сверстниками в ДОУ. Одновременно с этим необходимо осуществлять работу по социально-эмоциональному развитию детей: формированию навыков общения и развитию эмоциональной сферы –  образа «Я» и представлений о других людях, как основы полноценного взаимодействия с окружающими.

Прогнозируемый результат

·          формирование у детей новых потребностей в общении с взрослыми (как потребность в сотрудничестве с взрослым, потребность в общении с взрослыми на познавательные темы) и сверстниками,

·          безболезненное протекание адаптации,

·          формирование у детей представлений о себе и и окружающих людях (особенности внешности, вкусы и предпочтения),

·          развитие эмоциональной сферы у детей

Выбор и обоснование технологий

 При комплектовании группы  с членами семей воспитанников проводилось анкетирование на тему «Готовность детей к поступлению в ДОУ». В результате анкетирования была выделена проблема: большинство родителей не придают значения роли общения и развитию личностных качеств ребенка для безболезненной адаптации к детскому саду, для формирования отношений с воспитателями и со сверстниками.

При поступлении ребенка в д/с проводилось наблюдение за ним в первые дни и часы пребывания в группе:

На основе выявленных особенностей поведения определяли группу адаптации: тяжелая адаптация – наблюдалась у 72 % детей группы, адаптация средней тяжести - у  22 % детей, легкая адаптация – наблюдалась у  5 % детей.

С целью обеспечения легкого протекания процесса адаптации к ДОУ использовалась методика Ватутиной В.Д., где важным условием успешной адаптации детей рассматривается соответствие содержания общения, организованного воспитателем, уровню развития потребности в общении у ребенка. В данной методике содержатся рекомендации по подбору методов педагогического воздействия, направленных как на удовлетворение, так и на формирование потребностей в общении у детей раннего возраста.

Описание педагогических условий описания опыта

 Педагогом был разработан перспективный план по социально-эмоциональному развитию детей раннего возраста, в котором содержание работы было распределено на этапы. На каждом из этапов большое внимание было уделено включению, разработке и использованию дидактического и игрового материала, направленного на социально-эмоциональное развитие детей.

На 1-м этапе была поставлена цель: формирование у детей потребности в общении с взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем, в том числе элементарных представлений о своих внешних особенностях и внешних проявлениях. Проводили игры: «Шли-шли, что-то нашли», «Загляни ко мне в окошко», «Я иду к вам в гости с подарками» и другие, в процессе которых использовали разнообразные предметы, игрушки, подарки-сюрпризы: бабочки, бантики, гармошки из бумаги, куколки, помпончики, кисточки из ниток, шумелки, гремелки, - в качестве материала для организации совместной с ребенком  деятельности. Когда контакт с детьми на основе  сотрудничества был достигнут, был сделан  

 следующий шаг: в процесс взаимодействия включен дидактический и игровой материал, направленный на формирование у детей представлений о собственных внешних особенностях и внешних проявлениях. Знакомство детей с частями тела и с частями лица  осуществлялось в индивидуальных играх-занятиях с так называемым «мягким конструктором» (изображающим животных, сказочных персонажей, человека), мягкие объемные составляющие которого, а так же мелкие детали крепятся с помощью липучек. Эта работа продолжалась на  индивидуальных занятиях «Кукла в гости к нам пришла», где дети учились выделять общие (части тела, части лица) и отличительные признаки человека и его подобия – куклы. В качестве материала использовалась большая, в рост ребенка кукла. Для формирования у детей представлений о характерных особенностях внешности использовали панно: «Наши звездочки». Изначально  это панно было изготовлено с целью поздравления детей с днем рождения, только вместо имени и фамилии ребенка  вывешивается  портрет ребенка, изготовленный руками родителей. На этом портрете родители передали характерные особенности внешности своего ребенка: цвет и длину волос, цвет глаз, особенности прически и т.д. Эти портреты использовались при знакомстве ребенка с собственным отражением в зеркале, в процессе чего обращали внимание детей на характерные особенности внешности: учили называть цвет волос, цвет глаз.

Началась работа по ознакомлению с внешними проявлениями: выражением эмоций радости и печали. В индивидуальных играх-занятиях использовали  специальных дидактических кукол и знакомили детей с мимикой, характерной для выражения эмоций радости и печали.

    На 2-м этапе цель:  это формирование потребности в общении с взрослым на познавательные темы как основы формирования образа «Я»: представлений о себе и окружающих людях, внешних и внутренних особенностях. В работе по формированию у детей представлений о своих характерных особенностях происходило в сравнении с характерными особенностями внешности сверстников, что постепенно подводит детей к обобщению: люди, одновременно, похожи и отличаются друг от друга. С помощью панно «Наши звездочки», «портретов» детей проводили упражнение «Похожи-не похожи», где на основе сравнения собственного портрета с другим, на основе выделения общих и отличительных признаков,  формировали представления о характерных особенностях детей группы. Чтобы помочь детям понять, осознать свои предпочтения и вкусы были организованы выставки «Магазин игрушек», материалом для этих выставок послужили мягкие игрушки, которые из дома в большом количестве принесли родители воспитанников группы. На занятиях по развитию речи показывали инсценировки по сказкам,  побуждали детей выражать свое отношение к сказочным персонажам. На музыкальных занятиях использовали пособие «Музыкальная книга» на ее страницах  – картинки с изображением героев песенок. Данное пособие необходимо для определения музыкальных предпочтений детей. При проведении форм совместной деятельности родителей и детей: праздников- сюрпризов, ритуалов «Наши гости», «Сладкий вечер» мы создавали условия для выражения детьми своих предпочтений в игрушках, в цвете, в еде, музыкальных предпочтений. На разный уровень развития детей рассчитано дидактическое пособие «Разноцветные горошинки». Оно представляет собой чехол – «стручок», разноцветные шарики – «горошинки», к которым крепятся картинки с изображением игрушек, фруктов, сказочных героев и персонажей детских песенок.  В игре-занятии «Разноцветные горошинки» детям предлагали рассмотреть горошинки – шарики, выбрать ту, которая понравилась по цвету, поиграть: «Догони», «Поймай - не упусти», «Прокати в воротца». Позже начали проводить индивидуальные упражнения, где ребенку предлагалось рассмотреть «горошинки» с картинками, назвать и отобрать то, что ему нравится, что он любит, сложить в чехол. Использовали книжки-малышки «Это книжка про меня», созданные руками родителей, в которых мамы и папы рассказывают о своем ребенке, что он больше всего любит, что ему нравится. Рассматривание этих книжек, чтение их детям помогает обратить внимание ребенка на вкусы и предпочтения сверстников группы. В работе с дидактическим пособием-зонтиком «Солнышко-тучка», на котором отмечали простейшие признаки погоды «светит солнышко», «идет дождик»,  обращали внимание на мимику персонажей – мальчика и девочки, чьи изображения находятся на этом пособии, и объясняли детям, что «когда светит солнышко, на лицах – радость, когда идет дождик, то лица грустные», т.е.  на доступном  примере подводили к осознанию причин возникновения радости, печали.3 этап

 На 3-м этапе у детей  формироваи потребность в общении со сверстниками и развитие на этой основе социальных навыков в соответствие с возможностями раннего возраста.  С этой целью организовали совместные игры, упражнения с крупными игрушками (модули, стол «песок-сода», дидактическая черепаха, дидактическая ромашка, игрушки-трансформеры). Также были изготовлены пособия на развитие парного взаимодействия: «Парные дорожки» -  две дорожки для того или иного вида ходьбы с поперечными палочками на концах, скручивающиеся в рулончик, аккуратно раскрутить и свернуть их можно только вдвоем;«Половинки» - несколько полукружий разного цвета (по 2 каждого цвета), раздав их детям, предлагаем каждому разыскать свою пару и вместе поиграть; «Разноцветные ленточки»  - состоят из 2-ух палочек, соединенных длинной лентой, двое детей накручивают ленту каждый на свою палочку  и идут друг другу на встречу, когда дети используют это пособие, они очень радуются при «встрече», обнимаются. Началась работа по формированию у детей элементарных представлений о позитивных поддерживающих приемов общения. При праздновании дня рождения  ребенка, где в качестве наглядности используется панно «Наши звездочки», на котором демонстрируются портреты именинников, дается образец поздравления: добрые слова, исполнение песни, танца, стихотворения. Традицией в группе стали подарки и сюрпризы для малышей. В качестве подарков выступают поделки, выполненные воспитателями группы на глазах у детей из бумаги, ниток, палочек, коробочек, и подаренные им. Эти сюрпризы помогают детям почувствовать, как приятно получать подарки, что подарком можно порадовать другого.

Самоанализ деятельности

·          наблюдалась положительная динамика в адаптации детей к условиям детского сада: определение  уровня адаптации по методике Н.Д. Ватутиной проводилась дважды в течение первого месяца посещения детьми детского сада, спустя месяц после поступления, т.е. в конце острой фазы, была проведена контрольная диагностика, которая показала положительную динамику в адаптации детей к условиям детского сада: группа детей с тяжелой адаптацией 0%, группа детей со средней адаптацией 84%, группа детей с легкой адаптацией 11% ;

·          у детей сформировалось потребность в общении с взрослыми на познавательные темы и со сверстниками, произошло  развитие инициативного общения: анализ уровня развития потребности в общении у ребенка по методике Н.Д.Ватутиной показал, что у 81 % детей сформировалась потребность в общении с взрослыми на познавательные темы (инициативное общение), у 71% - потребность в общении со сверстниками, у 19 % - потребность в общение с взрослыми как потребность в сотрудничестве;

·          анализ карт нервно-психического развития детей в соответствие с показателями, разработанными Н.М.Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, показал, что у 81% детей нервно-психическое развитие по линии: социальное развитие, - соответствует норме,  у 19% детей группы наблюдается отставание на 1-2 эпикризных срока;

·          анализ дневника наблюдения за детьми в соответствие с показателями эмоционального развития ребенка, разработанными Л.Н.Павловой, Э.Г.Пилюгиной, Е.Б.Волосовой, свидетельствует о развитии эмоциональной сферы у детей:  % детей выражают свои эмоции при слушании музыкальных произведений, сказок, в играх, % могут обозначить словом свое эмоциональное состояние, % эмоционально открыто относятся к незнакомым людям, % проявляют доброжелательность к сверстникам, у % наблюдается эмоциональная избирательность по отношению к игрушкам, музыкальным и художественным произведениям, %  проявляют симпатии к определенным детям;

·          произошло оснащение предметно-развивающей среды собственными разработками: пособиями, дидактическим материалом, направленным на развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста, на формирование взаимодействия со сверстниками;

·          повысился уровня информирования родителей по проблеме социально-эмоционального развития детей. Результаты проблемноориентированного анализа семей воспитанников (автор О.В.Солодянкина), анкетирования  (авторы Козлова А.В., Дешеулина Р.П.)говорят о возрастании интереса родителей к проблеме общения с ребенком: в начале года 22% выделили общение с детьми как основную проблему в воспитании и обучении детей, 23% выделили приемы общения как приоритет в повышении своей педагогической грамотности, в конце года 80% отметили, что в настоящее время беседуют с ребенком, как только появляется возможность, главное для них в общение-это понять проблемы ребенка, его чувства, переживания, желания, интересы.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 12.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»