сайт старшего воспитателя МБДОУ "Детский сад № 20"

 

технологическая карта "Педагогический опыт" Зининой Т.В.

 

Наименование опыта

Роль нерегламентированной музыкальной деятельности в обеспечении целостности музыкального педагогического процесса

Формулировка цели

Обеспечение единого целостного процесса в организованной и нерегламентированной музыкальной деятельности детей

Педагогическая идея

Сущность педагогического опыта заключается в обеспечении системного ежедневного процесса общения детей с музыкой в повседневной жизни. Одним из необходимых условий этого процесса является организация нерегламентированной музыкальной деятельности детей и взрослых в повседневной жизни вне музыкальных занятий.

Прогнозируемый результат

Повышение уровня развития музыкальности детей, в 1-ю очередь таких «западающих» показателей, как эмоциональная отзывчивость на музыку, развитие музыкального мышления и воображения, музыкальной памяти

Выбор и обоснование технологий

Организация нерегламентированной музыкальной деятельности осуществляется на основе педагогической технологии музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П.Костиной. В технологии музыкального образования «Камертон» основополагающим в музыкально- педагогическом процессе ДОУ является средовой подход, который предусматривает системное вхождение ребенка в мир музыкального искусства. В соответствие со средовым подходом музыкально-образовательная среда ДОУ включает наряду с блоком организованной музыкальной деятельности детей, блок нерегламентированной музыкальной деятельности: совместную с воспитателем музыкальную деятельность детей и самостоятельную детскую музыкальную деятельность.

Описание педагогических условий описания опыта

Процесс переноса музыки в группы осуществлялся постепенно, поэтапно.

На 1-м этапе цель  работы: создание условий психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого ребенка в процессе системного музыкального образования. Большую роль в обеспечении психологического благополучия и эмоционального комфорта детей играют традиции в жизни группы:  утреннее приветствие, День радостных встреч, «Сладкий» вечер, День  рождения. Эти традиции позволяют обеспечить ребенку спокойные и дружелюбные отношения со сверстниками, способствуют созданию в группе миролюбивых, доброжелательных взаимоотношений между всеми детьми, дают ребенку уверенность в искреннем, личном расположении к нему взрослых группы. Эти традиции используются как формы нерегламентированной (совместной с воспитателем) музыкальной деятельности детей. В группах раннего и младшего дошкольного возраста во время   утреннего приветствия воспитатели встречают детей «Ласковой песенкой» слова Т. Мираджи, музыка М. Раухвергера:»Я ребяток моих милых всех на стулья усадила…» Со среднего дошкольного возраста вводится новый ритуал- «День радостных встреч», который проводится по понедельникам и который помогает  скрасить детям горечь разлуки с родными, создает хорошее настроение, обеспечивает доброжелательное общение со сверстниками. К этому возрасту у детей уже складываются довольно устойчивые предпочтения по отношению к музыкальным произведениям. Поэтому, начало «Дня радостных встреч» предваряет прием каждого ребенка его любимой песенкой в исполнении воспитателя и пришедших детей или в аудиозаписи. А в ходе «Дня радостных встреч» происходит исполнение песни «Доброе утро» музыка Бордюг. Для проведения традиций в жизни группы была проделана работа по созданию групповых музыкальных фонотек, а именно, раздела: «Моя любимая песенка».Большое значение имеет использование при проведении традиций в жизни группы наглядности. В группе раннего возраста совместно с педагогами группы было создано пособие «Солнышко», которое используется во время утреннего приветствия детей.  На каждом лучике- фотография ребенка, кармашек. Во время утреннего приема солнышко «встречает» детей: каждый ребенок находит в своем кармашке подарок- сюрприз. Это различные звучащие предметы (свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие).  Действия со звучащими игрушками позволяют снять  психоэмоциональное напряжение, и также способствуют возникновению интереса к миру звуков, развитию способности различать звучание разных предметов и дифференцировать звуки по высоте, интенсивности, формирует чувства ритма.К младшему дошкольному возрасту у детей уже накопился определенный запас музыкальных представлений. В этом возрасте для проведения утреннего приветствия педагогами было изготовлено  дидактическое пособие «Музыкальная книга». На ее страничках картинки с изображением персонажей знакомых детям песенок. Воспитатель с пришедшим ребенком рассматривают книгу, на заинтересовавшей странице исполняет песенку героя под фонограмму или включает аудиозапись музыкального произведения. В младшем и среднем возрасте используются дидактические пособия, помогающие определить детям их вкусы и пристрастия, в том числе и музыкальные. Например, пособие «Разноцветные горошинки». Оно представляет собой чехол – «стручок», разноцветные шарики – «горошинки», к которым крепятся картинки с изображением игрушек, фруктов, сказочных героев и персонажей музыкальных произведений, и полянка – «коврик», на который дети выкладывают свои «предпочтения». (примерный вариант использования пособия во время утреннего приветствия, Дня радостных встреч, «Сладкого вечера»: дети «выкладывают» свои музыкальные предпочтения (т.е. горошинки с картинками персонажей музыкальных произведений на полянку), рассматривают, обращают внимание на музыкальные предпочтения сверстников, делают выводы, что музыкальные предпочтения могут быть схожими и отличными, слушают свои любимые песенки  и любимые песенки сверстников) По аналогии используется пособие «Звездный зонтик», на свод зонтика дети выкладывают вои фотографии – «звездочки» (отображающие различное эмоциональное состояние), на облачка – картинки. Обозначающие их вкусы и предпочтения. Большую роль для релаксации психологического тонуса  детей играет фоновая музыка. Фоновая музыка используется в  режимных моментах, при проведении ритуалов: утреннее приветствие, «День радостных встреч».

На 2-м этапе началась непосредственно работа по созданию музыкальной предметной среды как продолжение содержания организованной музыкальной деятельности. Все, что дается на музыкальном занятии, переносится затем в группу. В групповых фонотеках был создан раздел "Слушаем, поем, танцуем", который включает аудиозаписи программных музыкальных  произведений для слушания, фонограммы песен, их "минусовки",фонограммы танцев, хороводов, игр разучиваемых на муз. занятиях. С воспитателями групп раннего и младшего дошкольного возраста было продумано использование музыкального репертуара в разные режимные моменты. С младшего дошкольного возраста используется музыкальный конструктор. Были проведены серия практических занятий с воспитателями, где они осваивали пение по ручным знакам, познакомились с музыкальным конструктором (объемным и плоскостным), последовательностью работы по их применению в совместной музыкальной деятельности с детьми(сначала моделирование мелодии песни по карточки-образцу, затем по памяти, сравнивая с образцом) и в самостоятельной музыкальной деятельности(творческое моделирование, пение и игра на металлофоне). Одновременно с этим началась работа по созданию и использованию музыкальных конструкторов на группах. В процессе развития музыкальной ритмической исполнительской деятельности также используются условно-образные и условно-схематические модели. Сначала они используются на занятии, затем вносятся воспитателями в группу для моделирования танцев, хороводов в самостоятельной музыкальной деятельности.

По мере накопления данного опыта  осуществляется переход к 3 этапу работы. Цель работы на данном этапе:  совместно с воспитателями создавать условия для проявления детского творчества в разных видах самостоятельной музыкальной исполнительской деятельности. Основной путь реализации этой цели - это организация музыкальной игровой деятельности в группах (форма – музыкальные творческие игры). Была создана картотека музыкальных творческих игр с их конспектами, в процессе использования которых воспитатели способствуют развитию музыкального творчества детей.

Самоанализ деятельности

·        повышение уровня развития музыкальности, 

·        осуществление преемственности в работе музыкального руководителя и воспитателей на основе следующей документации: «Папка взаимодействия с воспитателем», которая состоит из 3-х блоков: «Мониторинг качества музыкального образования детей», «Мониторинг деятельности педагога ДОУ», «Мониторинг музыкально-образовательной среды»,

·        создание предметной музыкальной среды в соответствие с критериями качества музыкальной среды (полнота овладения ребенком детской музыкальной деятельности, деятельностный развивающий  характер, системность в овладении музыкальной деятельности, проблемность, функциональный и эмоциональный комфорт детей в музыкальной деятельности),

·        приобщение родителей к совместной музыкальной деятельности: праздники-сюрпризы, День рождения, клуб заботливых родителей, ритуал «Наши гости»,

·        взаимодействие с социумом: с ДМШ № 2, показателем которого является стабильный на протяжении нескольких лет процент числа выпускников д/с, изъявивших желание получать дополнительное образование в музыкальной школе

Дата последнего обновления страницы 12.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»