сайт старшего воспитателя МБДОУ "Детский сад № 20"

 

публикация

 

Социально-личностное развитие – начинаем с малого.

В нормативно-правовых документах Российской Федерации в области образования определен социальный заказ государства на воспитание человека самостоятельного, инициативного, умеющего строить коммуникативные связи, толерантного по отношению к другим людям, интеллектуально развитого и физически здорового. Эти качества закладываются в период дошкольного детства и составляют основу социально-личностного развития.

Предпосылки развития личности формируются уже в раннем возрасте. В нашем детском саду ранний возраст является начальной ступенью в системе работы по социально-личностному развитию дошкольников. В работе с детьми 3-го года жизни мы ставим следующие задачи:

·        создавать основу для формирования у детей позитивного образа «я»,

·        содействовать развитию позитивной самооценки,

·        формировать представления о человеке: его внешних особенностях, его психическом состоянии (веселый, грустный),

·        стимулировать и развивать инициативное общение со сверстниками группы и взрослыми (педагогами, родителями воспитанников группы)

При формировании положительных представлений о себе, развитии позитивной самооценки, в первую очередь, важно подвести детей к осознанию своих характерных особенностей и предпочтений. Знакомство ребенка с особенностями внешности начали с частей тела и лица, используя так называемый «мягкий конструктор» (изображающий животных, сказочных персонажей, человека), мягкие объемные составляющие которого (части тела), а так же мелкие детали (части лица), - крепятся с помощью липучек. Для формирования представлений о внешних особенностях  родителями были изготовлены «портреты» детей. На «портрете» родители передали характерные особенности внешности своего ребенка: цвет и длину волос, цвет глаз, особенности прически и т.д. Эти «портреты» использовались при знакомстве ребенка с собственным отражением в зеркале, с особенностями внешности сверстников.

 «Портреты»-символы детей являются составляющей панно «Наши звездочки», с помощью которого проводим ритуал «День рождения». Активными участниками этого ритуала являются родители воспитанников группы. В день рождения ребенка члены семьи размещали его портрет на панно «Наши звездочки», рассматривали его вместе с детьми, воспитателями, другими родителями, рассказывали о своем ребенке: какой он, что он любит, что ему нравится. Осознание ребенком собственных интересов, предпочтений уже с раннего возраста способствует становлению его индивидуальности, формированию  образа «Я». Мы создаем условия для осознания детьми своих предпочтений в игрушках, цвете, еде, музыкальных предпочтений через организацию форм совместной деятельности родителей и детей. Наряду с «Днем рождения» традиционным стало проведение ритуалов «Наши гости», «Сладкий вечер», праздников-сюрпризов.

Основное предназначение праздников-сюрпризов – совместными усилиями воспитателей и родителей доставить радость детям. На этих праздниках родители не зрители, а активные участники.  Они поют, танцуют, играют вместе с детьми, делают своему ребенку какой-то подарок-сюрприз: например, дарят ленточку, воздушный шарик, изготовляют бумажную бабочку именно того цвета, который предпочитает ребенок, или исполняют любимую ребенком песенку, или играют в любимые игры, что способствует формированию у каждого ребенка представлений о своих предпочтениях и вкусах.

Ритуал «Наши гости» - это еще одна возможность организации общения родителей и детей, которая предполагает приход родителей в группу и организацию совместной деятельности с детьми и педагогом группы. При проведении ритуала «Наши гости» родители показывали в кукольном театре любимые сказки детей, учили детей лепить из цветного теста угощение для любимой игрушки, мамы-музыканты исполняли песни по выбору детей. На «Сладком вечере» гости готовили и угощали детей разнообразными блюдами: фруктовыми и овощными салатами, вареньем и джемами, выпечкой, вместе с детьми определяли их предпочтения в еде, обращали внимание, что вкусы бывают разными.

Осознать малышу собственные вкусы, предпочтения помогает дидактический материал: пособие «Разноцветные горошинки». Оно представляет собой чехол – «стручок», разноцветные шарики – «горошинки», к которым крепятся картинки с изображением игрушек, фруктов, сказочных героев и персонажей детских песенок.  В игре-занятии «Разноцветные горошинки» детям предлагали рассмотреть горошинки – шарики, выбрать ту, которая понравилась по цвету, поиграть: «Догони», «Поймай - не упусти», «Прокати в воротца». Позже проводили индивидуальные упражнения, где ребенку предлагалось рассмотреть «горошинки» с картинками, назвать и отобрать то, что ему нравится, что он любит, сложить в чехол. Постепенно, у детей сложились устойчивые предпочтения в играх, игрушках, еде. Рассматривание вместе с детьми книжек -малышек «Это книжка про меня», в которых мамы и папы рассказывают о своем ребенке, помогали обратить внимание на вкусы и предпочтения сверстников группы. Осознание ребенком собственных внешних и внутренних особенностей, а также особенностей сверстников способствует формированию понимания: люди, одновременно, похожи и отличаются друг от друга. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности к другим, что позволяет выстраивать адекватное взаимодействие с окружающими.

Полноценное взаимодействие  с окружающими не возможно без  способности понимать эмоциональное состояние других людей и умения анализировать собственные эмоции и чувства. На основе исследований ученых (Щетинина А.М.) мы пришли к выводу, что уже в раннем возрасте возможно и необходимо начинать работу по развитию эмоциональной сферы ребенка. В индивидуальных играх-занятиях с помощью специальных дидактических кукол  знакомили детей с мимикой, характерной для выражения эмоций радости и печали. Было создано дидактическое пособие - зонтик «Солнышко-тучка», на котором вместе с детьми отмечали простейшие признаки погоды «светит солнышко», «идет дождик». Внимание детей обращалось на мимику персонажей – мальчика и девочки, чьи изображения находятся на этом пособии, объясняли, что «когда светит солнышко, на лицах – радость, когда идет дождик, то лица грустные», т.е.  на доступном примере помогали ребенку установить связь между конкретной ситуацией и выражением лица. Постепенно, «маленькими шажками»,  вводили детей в сложный мир эмоций и чувств.

Обеспечение ребенку комфортного существования в среде сверстников, избавление его от горечи одиночества не только в детстве, но и в зрелые годы невозможно без формирования у него навыков общения. В 1-ой младшей группе были созданы условия для развития у детей парного взаимодействия: внесены в среду крупные игрушки (модули, стол «песок-сода», дидактическая черепаха, дидактическая ромашка, игрушки-трансформеры и т.д.), изготовлены пособия на развитие парного взаимодействия: «Парные дорожки» -  две дорожки для того или иного вида ходьбы с поперечными палочками на концах, скручивающиеся в рулончик, аккуратно раскрутить и свернуть их можно только вдвоем; «Половинки» - несколько полукружий разного цвета (по 2 каждого цвета), раздав их детям, предлагаем каждому разыскать свою пару и вместе поиграть; «Разноцветные ленточки»  - состоят из 2-ух палочек, соединенных длинной лентой, двое детей накручивают ленту каждый на свою палочку, идут друг другу на встречу, очень радуются при «встрече».

Большую роль в формировании у ребенка отношения к себе, характера взаимодействия с другими людьми играет эмоциональный микроклимат семьи. Именно в семье ребенок получает то жизненное направление, которое во многом определяет его судьбу. Верность этого направления во многом зависит от совпадения усилий педагогов и родителей, что, в свою очередь,  предполагает педагогическую грамотность последних.

Информирование родителей по проблеме социально-личностного развития дошкольников  мы начали  с ежедневных бесед по результатам наблюдений адаптации ребенка, где значительный акцент делали на особенностях его взаимодействия с взрослыми и детьми группы. На родительских собраниях с участием педагога-психолога ДОУ знакомили с основными показателями развития детей раннего возраста, задачами и содержанием работы в раннем возрасте, в том числе и работы по социально-личностному развитию и ее значением. Мы стремились проводить родительские собрания в нетрадиционных формах: чаепитие, экскурсии по группе, детскому саду, что позволило взрослым ближе познакомиться,  осознать себя частичкой большой семьи, создать атмосферу общности интересов.

Много сомнений, споров вызвало у нас использование в работе с семьями воспитанников раннего возраста такой формы, как День открытых дверей. С одной стороны, мы видели огромный интерес родителей к жизни ребенка в детском саду, особенно, в период адаптации, с другой стороны, понимали неизбежность эмоциональной реакции детей на расставание с родным человеком. Мы нашли прекрасный выход из положения: это создание системы ON LINE, группы раннего возраста были оснащены камерами видеонаблюдения. Родители  через монитор, установленный в музыкальном зале, получили возможность знакомиться с особенностями воспитательно-образовательной работы с детьми, составить более полное представление о людях, ежедневно общающихся с их ребенком. Участие в проведении Дня открытых дверей принимал педагог-психолог детского сада, который комментировал индивидуальные проявления детей, особенности взаимодействия педагогов группы  с детьми, спрашивал родителей, как бы они повели себя в той или иной ситуации, обращал внимание, как дети учатся разрешать конфликтные моменты, ссоры.

Организована работа Клуба заботливых родителей, в процессе которой взрослые  осваивают содержание, методы и приемы воспитания и обучения детей. Среди занятий клуба проходит серия тренингов «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем» с участием педагога- психолога детского сада, где родители в процессе игр, упражнений осваивают эффективные способы взаимодействия с ребенком.

В ДОУ начал выходить информационный журнал  «Горошинки». Активное участие родителей в рубриках издания, где они рассказывают об индивидуальных проявлениях, интересах ребенка, о содержании и приемах общения с ним, говорит о повышении информированности членов семей воспитанников по проблеме социально-личностного развития, появлении интереса к внутреннему миру своих детей.

На протяжении года наблюдая за изменениями в поведении детей, мы неоднократно убеждались в необходимости начала работы по такой важной проблеме, как социально-личностное развитие, именно с раннего возраста. Важным показателем для нас стало сокращение длительности тяжелого течения адаптации, т.к. сформированная на ранних этапах пребывания в детском саду потребность в общении с взрослыми и сверстниками способствовала быстрому привыканию к новым социальным условиям. У детей произошло развитие инициативного общения с взрослыми и другими воспитанниками, они овладели некоторыми способами взаимодействия с окружающими, начали проявлять более яркие и  разнообразные эмоции,  эмоциональную избирательность, самостоятельность в разных видах деятельности, произошел переход от одиночных игр и игр рядом к формам совместной деятельности и др., т.е. на лицо формирование предпосылок, являющихся основой  базовых свойств личности.   

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 12.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»