сайт старшего воспитателя МБДОУ "Детский сад № 20"

 

Опыт работы воспитателя МБДОУ "Детский сад № 20" Иванцовой Т.С. по теме "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством вовлечения родителей в образовательную деятельность"

 

Формирование опыта работы по теме «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» связано с внедрением в педагогическую деятельность ФГОС ДО. Анализ основных положений этого документа: принципов, задач, содержания образовательной программы, психолого-педагогических условий реализации образовательной программы, требований к результатам освоения образовательной программы позволили сделать вывод о необходимости полноценного проживания ребёнком всех этапов детства через поддержку его инициативы в специфических видах деятельности и обеспечения возрастной адекватности дошкольного образования, т.е. недопустимости как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития ребёнка.

Актуальность работы состоит в том, что ранний возраст является сензитивным для начального формирования культурно-гигиенических навыков. Это обусловлено  высокой пластичностью нервной системы ребёнка и быстротой образования условно-рефлекторных связей, которые являются физиологической основой культурно-гигиенических навыков. Если в этот ответственный период не созданы условия, то появляется задержка тех или иных функций, что отрицательно влияет на дальнейший ход развития ребёнка. Печорой К.Л. выделен ряд проблем при поступлении ребёнка в детский сад: 1)проблема достаточно низкого уровня нервно-психического развития детей. В условиях семьи либо не созданы оптимальные условия для развития ребёнка, либо наблюдается форсирование темпов развития, в результате чего ребёнок лишается тех основ, которые закладываются в раннем возрасте, особенно это касается формирования культурно-гигиенических навыков.Следующей проблемой при поступлении в детский сад Печора К.Л. обозначает проблему адаптации детей к новым условиям.

При обобщении опыта работы я руководствовалась основными идеями отечественной психологии и педагогики, в первую очередь культурно-исторической концепцией развития человека Л.С.Выготского: понимание развития как процесса присвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Онтогенетический метод изучения проблем высшей нервной деятельности человека нашего отечественного физиолога Н.М.Щелованова, исследования раннего формирования условных рефлексов, проводимые Щеловановым и его последователями, стали теоретическим обоснованием необходимости воспитания детей раннего возраста и выработки физиологически обоснованных режимов дня в раннем детстве. Режим дня как чередование бытовых процессов, направленных на удовлетворение потребностей во сне, кормлении, деятельности –важное средство организации жизнедеятельности ребёнка, которое даёт ему опорные точки для проявления самостоятельности, активности, распределения во времени своей психической энергии, а в дальнейшем для реализации своих возможностей и склонностей.

Была сформулирована следующая цель работы: содействие проявлениям самостоятельности и активности у ребёнка раннего возраста посредством освоения режима дня и формирования культурно-гигиенических навыков. Для реализации данной цели были поставлены задачи: 1)формировать у детей положительное отношение к режимным моментам, 2)стимулировать развитие предметной деятельности посредством формирования у детей культурно-гигиенических навыков, 3)способствовать становлению игровой деятельности ребёнка раннего возраста посредством освоения культурно-гигиенических навыков.

За основу работы взяли методические правила проведения режимных процессов, сформулированные нашими ведущими педагогами (Н.М.Аксарина, Г.М.Лямина, М.Ю.Кистяковская)

Далее определили для себя чёткий алгоритм формирования культурно-гигиенических навыков.Также подобрали универсальные методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Мы используем эти методы и приёмы в течение всего года. Усложнение происходит к концу учебного года, когда культурно-гигиенические умения автоматизируются в навыки. На примере использования художественного слова: в начале работы мы читали стихотворения, чтобы установить тесный эмоциональный контакт, доверительные отношения: «Ешь, Галиночка, до дна»(стих. Прокофьева «Вечером»), познакомить с окружающим миром, свойствами предметов: «Мыло душистое, белое, мылкое»( Я.Аким «Мыло»), с частями  своего тела: «Носик, носик, где ты, носик» (Лагздынь «Умываемся»). Позже с помощью художественного слова создаём у детей представления о правилах поведения, нравственных нормах, лежащих в основе формирования культурно-гигиенических навыков. Например, с целью формирования представлений о том, что после приёма пищи говорят «спасибо» тем, кто готовил еду, накрывал на стол, читаем стихотворение Е.Благининой «Обедать».

Подробно остановлюсь на основных подходах к формированию культурно-гигиенических навыков у детей. Эта работа осуществлялась поэтапно. Её начало связано с адаптацией детей к детскому саду. Начинали с того, что стремились создать и поддерживать положительное эмоциональное отношение, интерес к бытовым процессам посредством игр с водой, музыки, художественного слова, игр-путешествий по группе, нестандартного дидактического оборудования.

Игры с водой, игры-путешествия по группе, звучание музыки во время режимных моментов, художественное слово, направленные на установление с ребёнком доверительных доброжелательных отношений, способствуют не только созданию и поддержке у детей положительного эмоционального отношения и интереса к бытовым процессам, но и созданию благоприятной психологической атмосферы, что очень важно в период адаптации. Отрицательные эмоции по отношению к режимным процессам, особенно при их смене, помогает снимать дидактическое оборудование, например: «Солнышко», которое «встречает» ребёнка при входе в группу, сенсорный коврик, сюжет которого создан по мотивам детских стихов, отражает содержание различных гигиенических процедур режимных моментов.

Большое внимание уделяем развитию предметной деятельности детей. Именно предметная деятельность как ведущий вид деятельности обеспечивает развитие культурно-гигиенических умений.Разработана серия дидактических игр «Колобок-чумазый бок», цель которых – формирование представлений об умывальных принадлежностях, их свойствах, освоения функций предметов, способах употребления, упражнение детей в предметных действиях при умывании, в последовательности действий.Подобран методический и дидактический материал с целью формирования представлений о предметах одежды и обуви. В сюжетных дидактических играх «Соберём куклу Машу(Мишу) на прогулку» у детей формируются представления о назначении предметов одежды, о последовательности одевания (раздевания), о некоторых половых отличиях в одежде. В сюжетной дидактической игре «Выбираем наряд для куклы Маши» формируются представления о некоторых деталях одежды (рукава, карман, воротник), их назначении посредством сравнения двух платьев (какое платье одеть: с рукавами или без, с воротником или

без, с карманом или без). В дидактической игре «Поможем куклам» упражняем детей в предметных соотносящих действиях при одевании (раздевании). Так же подобран методический и дидактический материал для сюжетных дидактических игр, направленный на формирование представлений о предметах посуды, некоторых элементах сервировки, их свойствах, назначении: глубокая тарелка, большая ложка -для супа, мелкая тарелка, маленькая ложка- для второго блюда, бокал должен быть с ручкой, чтобы удобно было держать и не проливать- на упражнение в предметных орудийных действиях при кормлении.

Здесь также используем художественное слово: осуществлена подборка стихов для организации ознакомления с окружающим миром, с предметами- орудиями, веществами, включёнными в бытовые процессы, усвоение их функций, познание их качеств.

Дидактическое оборудование: сенсорный коврик по мотивам стихов о режимных процессах, который вначале используется для обыгрывания бытовых моментов, создания интереса с целью формирования предметных соотносящих действий, развития мелкой моторики, что очень важно для формирования действий, составляющих культурно-гигиенические навыки.

Важным показателем освоения культурно-гигиенических навыков является обобщение и перенос их в игровую воображаемую ситуацию. Сюжетно-отобразительная игра, использование бытовых сюжетов, действия с заместителями бытовых предметов, орудий(кубик- чашка, кирпичик-блюдце, палочка- ложка), с одной стороны- способствуют освоению функций, назначения предметов и усвоения культурно-гигиенических навыков в целом, с другой стороны –приводит к овладению ребёнком обобщённых действий с ними, что является сложной умственной операцией.

С целью обобщения и переноса культурно-гигиенических навыков в сюжетную игру использовали следующий путь организации игры с ребёнком (на примере бытового сюжета кормления). Первый шаг- совершение игрового действия относительно ребёнка: понарошку моем ребёнку руки, кормим его. В этой игре ребёнок относительно пассивен и получает удовольствие не столько от воображаемой ситуации, сколько от общения со взрослым. Второй шаг- предлагаем ребёнку самому совершить игровое действие относительно взрослого. Здесь есть возможность подсказать ребёнку необходимые действия, побудить к поиску подходящего предмета- заместителя. Важно доставить ребёнку положительные эмоции, позволить пережить чувство успеха, что побудит ребёнка сделать третий шаг- игровое действие по отношению к игрушке.

Игровые действия детей раннего возраста максимально развёрнуты, поэтому есть возможность подсказать ребёнку: «Ты всегда перед едой моешь руки, не забыл ли ты помыть руки своей дочке ? Перед сном ты всегда снимаешь одежду и аккуратно вешаешь её, твоя дочка тоже не хочет спать одетой». Таким образом усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр.

Большое значение в обобщении и переносе культурно-гигиенических навыков в сюжетно-отобразительную игру имеет организация развивающей предметно- пространственной среды, а именно трансформация составляющих компонентов среды в маркеры игрового пространства.

Важным условием формирования культурно-гигиенических навыков является единство требований взрослых в детском саду и семье. С первых дней посещения ребёнком детского сада мы проводим ежедневные беседы по результатам наблюдения характера адаптации, где значительный акцент делается на значение и особенности формирования культурно-гигиенических навыков. На первом родительском собрании в рамках знакомства с ФГОС ДО, раскрывая основные принципы ДО: полноценное проживание ребёнком периода раннего детства, возрастная адекватность ДО, мы в первую очередь говорим о важности формирования культурно-гигиенических навыков в этот период как основы развития в дальнейшем иных функций и психических качеств, проводим консультации, сопровождая их фотовыставками («Алгоритм умывания», «Алгоритм одевания», «Алгоритм приёма пищи»). День открытых дверей проходит в режиме он-лайн. Группы раннего возраста оснащены камерами видеонаблюдения. Родителям через монитор, установленный в музыкальном зале, показывают организацию совместной деятельности детей и взрослых в ходе режимных моментов, обращаем их внимание на методы и приёмы, направленные на формирование культурно- гигиенических навыков. Традициями стали конкурсы семейных презентаций, стенгазет, семейных журналов «Я уже большой», где родители делятся своим опытом по формированию  у ребёнка культурно-гигиенических навыков. Лучший опыт семейного воспитания родители представляют на родительском собрании. В настоящее время создан банк опыта семейного воспитания по формированию культурно-гигиенических навыков.

Большое внимание мы уделяем использованию форм работы с семьёй, включающих совместную деятельность родителей и детей. В нашей группе проводятся праздники- сюрпризы, организована работа Клуба Заботливых Родителей. Праздники- сюрпризы- это форма организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Родители на этих праздниках не зрители, а активные участники: поют, танцуют, играют вместе с детьми, показывают сказки. Цель праздников- сюрпризов- адаптация и социализация детей третьего года жизни. Тема каждого праздника- это объекты, явления, события, понятные ребёнку раннего возраста, близкие его опыту, в том числе гигиенические процедуры.

Клуб Заботливых Родителей- это форма организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, в процессе которой происходит практическое освоение родителями методов и приёмов развития ребёнка, в том числе большое внимание уделяем практическому освоению родителями методов и приёмов формирования у ребёнка культурно-гигиенических навыков.

 Целенаправленную работу по формированию культурно-гигиенических навыков начали в 2013-14 гг.. На основании изложенных подходов были разработаны проекты «Водичка», «Я сам», «Какой я?» По сравнению с 2012-2013уч.г. в 2013-2014 и 2014-2015 уч.г. наблюдается положительная динамика в адаптации детей к условиям детского сада, характер которой мы определяли в самый острый период адаптации.

 

Дата последнего обновления страницы 12.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»