сайт старшего воспитателя МБДОУ "Детский сад № 20"

 

опыт Мальцевой Т.Е., воспитателя МБДОУ "Детский сад № 20" по теме "Формирование у детей раннего возраста потребности в социальных контактах с взрослыми и сверстниками"

 

Формирование опыта работы связано с  внедрением в педагогическую деятельность ФГОС ДО. Большое внимание в этом документе уделяется социализации воспитанников. Работая на группе раннего возраста, я столкнулась с проблемой адаптации детей к детскому саду. Важным условием адаптации ребенка является сложившаяся к моменту прихода в д/c потребность в общении с окружающими людьми.В результате наблюдений (по методике Ватутиной Н.Д.) было выделено 3 группы детей: из них 42% детей с тяжелой формой адаптации. Для них характерны: потребность в общении только с близкими взрослыми и следующие особенности поведения: слезы при уходе близких , бездеятельное,  негативное отношение к воспитателю, взаимоотношение со сверстниками отсутствовали .

Т. е. адаптация ребенка обусловлена сложившейся в момент прихода в д/c потребностью в общении с окружающими людьми. Потребность в общении только с близкими людьми осложняет процесс привыкания к д/c. Нам необходимо было сформировать у ребенка потребность общения со взрослыми и со сверстниками в д/c.

 Методическое обеспечение, используемое в детском саду с целью развития у ребенка умения общения: программа << Я -ТЫ - МЫ >> (Князевой, Стеркиной). Развитие умений общения рассматривается как неотъемлемая часть работы по социально-эмоциональному развитию, которая также включает формирование у ребенка образа <<Я>>, развитие эмоциональной сферы.  Программа << Я -ТЫ - МЫ >> предполагает начало работы с детьми 4- го года жизни.

Работая на группе раннего возраста, мы встали перед необходимостью продумывания системы работы по формированию основ социально - эмоционального развития уже в раннем детстве с целью формирования у детей потребности в новых формах общения со взрослыми: в сотрудничестве со взрослыми, в инициативном общении со взрослым на познавательные темы,  - и в инициативном общении со сверстниками. Поставили следующие задачи:

1. Формировать у детей партнерское общение со взрослыми как важное условие благоприятной адаптации к д/c .

2. Развивать инициативное общение со сверстниками группы и взрослыми (педагогами, родителями, воспитанниками группы).

3.Создавать основу для формирования образа <<Я>>: представлений об характерных особенностях своей внешности, о своих вкусах  и предпочтениях.

4. Развивать у ребенка эмоциональную отзывчивость, помогать устанавливать связь между настроением  и прочитанной сказкой, погодой, игрушкой, песенкой.

5. Развивать речь, умение сравнивать яркие особенности своей внешности и внешности сверстников, помогать выражать словами свои впечатления.

В первые дни нам было очень важно установить контакт с каждым ребёнком, но, так как у 42% детей группы не был сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, и наблюдалась негативная реакция на чужого взрослого, то мы включили в процесс взаимодействия с ребёнком новое звено - предмет, игрушку. Предмет отвлекал ребёнка от того, с кем он общается, делая сотрудничество с взрослым более безличным.

С этой целью проводили игры:<<Шли - шли, что - то нашли>>,<<Загляни ко мне в окошко >>,<<Я иду к вам в гости с подарками >> и другие, в процессе которых использовали разнообразные предметы, игрушки, подарки - сюрпризы: бабочки, бантики, гармошки из бумаги, куколки, помпончики, кисточки из ниток, шумелки, гремелки,- в качестве материала для организации совместной с ребёнком деятельности. Эти игры, с одной стороны, удовлетворяли потребность детей в заботе , внимании, доброжелательности взрослых, с другой стороны, развивали потребность в сотрудничестве с взрослыми и получении новых сведений об окружающем. Для развития у детей потребности в сотрудничестве с взрослыми мы также проводили индивидуальные игры - занятия, упражнения с предметами, вовлечение ребёнка в игру. При этом очень важно было наше эмоциональное состояние, выражение лица, глаз, интонация, чтобы ребёнок чувствовал к себе искреннее расположение, доброжелательное внимание.

 Когда контакт с детьми на основе сотрудничества был достигнут, мы сделали следующий шаг: включили в процесс взаимодействия дидактический игровой материал, направленный на формирование у детей представлений  о собственных внешних особенностях и внешних проявлениях. Это было сделано для того, чтобы, во - первых, общение с ребёнком не было более обезличенным, во - вторых, вызвать интерес к познанию себя.

               Знакомство детей с частями тела и с частями лица мы осуществляли в индивидуальных играх - занятиях с <<мягким конструктором>>(изображающим животных, сказочных персонажей, человека), мягкие объёмные составляющие которого, а так же мелкие детали крепятся с помощью липучек. Эта работа продолжалась на индивидуальных  занятиях<<Кукла в гости к нам пришла>>, где дети учились выделять общие (части тела ,части лица) и отличительные признаки человека и его подобия - куклы .В качестве материала использовалась большая, в рост ребёнка кукла. В режимных моментах при умывании, одевании, раздевании, при проведении утренней гимнастики, физкультурных и музыкальных занятий обговаривали действия детей, обращали внимание на части тела и лица, просили детей показывать и называть их. Дети выделяли особенности своей внешности, называли части тела, части лица .

Для формирования у детей представлений о характерных особенностях внешности в группе был оформлен уголок<< Кто, кто в теремочке живет >>, в котором размещали сначала фотографии детей группы, чтобы дети учились узнавать себя и своих сверстников, а затем - портреты - картинки детей, изготовленные руками родителей. На этом портрете родители передали яркие характерные особенности внешности своего ребёнка: цвет и длину волос, цвет глаз, особенности прически и т .д . Мы использовали эти портреты при знакомстве ребёнка с собственным отражением в зеркале, в процессе чего обращали внимание детей на характерные особенности внешности: учили называть цвет волос, цвет глаз.    

Большое внимание обращали на развитие эмоциональной отзывчивости у детей. При слушании музыкальных и литературных произведений, инсценировок использовали дидактические куклы с изображением эмоций радости и печали. Обращали внимание на мимику куклы, связывали ее с определённым действием, поведением литературного героя, с характером музыки, побуждали детей совершать с куклами действия, соответствующие изображенной эмоции: жалели, качали, прижимали к себе <<плачущую>>куклу .

               В результате работы у детей сложить партнерское общение с воспитателями группы, дети с интересом наблюдали за действиями взрослого с предметами, пособиями, охотно включались в совместную с воспитателем деятельность, подражали ему.

Начало работы по 2-му этапу мы связали с возникновением у ребёнка потребности в общении с взрослым на познавательные темы, стремления узнать что - то новое. С появлением детских вопросов : <<Кто?  Что? Как? Почему?>>, мы начали использовать общение для формирования у детей представлений о себе: характерных особенностях внешности, о собственных вкусах и предпочтениях, - на основе специального дидактического материала.

В работе с портретами - картинками детей ввели усложнение : предлагали ребенку рассмотреть свой <<портрет>> и  <<портрет>>сверстника, сравнить <<Похож - не похож>>, узнать <<Чей портрет?>>, ориентируясь на яркие особенности внешности.

Начали работу по подведению детей к осознанию своих вкусов и предпочтений. Мы вели дневник наблюдения за индивидуальными проявлениями ребёнка в различных видах деятельности, разработанного на основе показателей эмоционального развития детей раннего возраста Л. Н. Павловой, Э .Г .Пилюгиной, Е.Б .Волосовой.

Родители по нашему заданию изготовили книжки - малышки <<Эта  книжка про меня>>о своем ребенке, о его вкусах и предпочтениях (любимая еда ,любимая песенка, любимая сказка, игрушка). Вместе с родителями были оформлены фотовыставка о каждом ребёнке, которые разглядывали вместе с детьми, акцентировали внимание ребёнка на том, что он любит .

На этой основе было изготовлено дидактическое пособие, направленное на формирование у детей представления об их вкусах и предпочтениях: подобрали предметные картинки с изображением  объектов, которые предпочитает ребенок, вместе разглядывали их и прикрепляли к рамке - окошку, в которую вставлен портрет ребенка.

 Продолжали развивать эмоциональную отзывчивость на основе дидактического пособия <<Солнышко - тучка >>, с помощью которого отмечали простейшие признаки погоды ,подводили к установлению связи между настроением и состояние погоды .Мы обращали внимание на мимику персонажей :<<солнышка>>,<<тучки>>, - и объясняли детям ,что <<когда светит солнышко, на лицах - радость, когда идет дождь, то лица грустные>>.

           Постепенно, при рассматривании картинок с простым сюжетом в индивидуальных упражнениях предлагали детям самим рассказать: <<Почему радуется (смеется), огорчена (плачет) девочка?>>Создавали условия для выражения ребенком чувств: жалость, сочувствие,- по отношению к сказочным персонажам при показе инсценировок сказок, а также для проявления этих чувств через конкретные действия с игровыми персонажами при решении <<проблем>>игрушек.

              В результате работы у детей происходило формирование образа <<я>>: в речи употребляют местоимение<<я>>, сложились представления об особенностях своей внешности, стали проявлять устойчивые предпочтения, возник интерес к внешности сверстников, начали обращать внимание на плохое настроение других детей, соответствующим образом на него реагировали: жалели. Произошло развитие инициативного общения с воспитателями, более свободно, раскованно стали чувствовать себя с родителями воспитанников группы: в утренние и вечерние часы выходили в приемную, о чем - то спрашивали, рассказывали о событиях, произошедших в течение дня.

Постепенно в процессе этой работы начали формировать у детей потребность в общении со сверстниками. Формирование потребности в общении со сверстниками мы осуществляли на основе развития взаимодействия детей с одним общим предметом.

Были изготовлены пособия на развитие парного взаимодействия: <<Парные дорожки>> - две дорожки для того или иного вида ходьбы с поперечными палочками на концах, скручивающиеся в рулончик, аккуратно раскрутить и свернуть их можно только вдвоём; <<Половинки>> (яблоко, грибок, машина, домик) - детям нужно по части предмета разыскать свою пару, составить целое: <<Разноцветные ленточки>> - состоят из 2-ух палочек, соединенных длинной лентой, двое детей накручивают ленту каждый на свою палочку и идут друг другу на встречу, когда дети используют это пособие, они очень радуются при <<встрече>>, обнимаются.

Большое значение  в формировании у ребенка потребности в общении со сверстниками имеет внесение в предметно-пространственную среду крупных игрушек, полифункционального материала, прежде всего это модули, которые применяем для организации двигательной активности, а также в качестве маркеров игрового пространства в сюжетно - ролевой игре. Нами приготовлены большие съемные чехлы, размещая в них модули, мы превращаем их в машинки, праздничный стол, прилавок  магазина и т. д . Одному ребенку трудно действовать с чехлом, и это ставит его перед необходимостью действовать со взрослыми и со сверстниками .

Овладение детьми совместной со сверстниками предметной деятельностью позволило ввести их совместную со сверстниками игровую деятельность, что требует определенного уровня у детей навыков общения. Развитие навыков общения осуществлялось нами на основе формирования элементарных представлений о нормах и правилах общения. Через создание проблемно - игровых ситуаций, связанных с внесением новой игрушки, мы подводили детей к осознанию некоторых причин возникновения ссор, в играх <<Поссорились - помирились>>, <<Подружились >>, давали образец простых способов выхода из конфликта .

Начали работу по формированию у детей элементарных представлений о позитивных поддерживающих приемов общения. При праздновании дня рождения ребёнка даем образец поздравления: добрые слова, исполнение песни, танца, стихотворения. Традицией в нашей группе стали подарки и сюрпризы для малышей: поделки, выполненные воспитателями группы из бумаги, ниток, палочек, коробочек. Эти сюрпризы помогают детям почувствовать, как приятно получать подарки, что подаркам можно порадовать другого.

В результате работы начало развиваться инициативное общение ребенка со сверстниками, наблюдается переход от одиночных игр и игр рядом к формам совместной игровой деятельности. Дети овладели некоторыми способами взаимодействия со сверстниками: оказывали помощь при одевании, под контролем взрослого начали проявлять способность подчиняться элементарным правилам общения, с помощью слов, жестов выражали сочувствие к другому ребенку.

Информирование родителей по проблеме социально - эмоционального развития дошкольников, в первую очередь, началось с ежедневных бесед по результатам наблюдений адаптации ребенка, где значительный акцент мы делали на особенностях взаимодействия с взрослыми и детьми группы. На родительских собраниях с участием педагога - психолога ДОУ знакомили с основными показателями развития детей раннего возраста, задачами и содержанием работы в раннем возрасте, в том числе и работы по социально - эмоциональному развитию и ее значением.     

Большое внимание мы уделяем использованию форм работы с семьёй, включающих совместную деятельность родителей и детей, т.к. эти формы способствуют расширению круга общения ребёнка. Среди таких форм в нашем детском саду проводятся праздники - сюрпризы, традиция <<Наши гости>>, организована работа Клуба заботливых родителей.

Основное предназначение праздников - сюрпризов - совместными усилиями воспитателей и родителей доставить радость детям. На этих праздниках родители не зрители, а активные участники: они поют, танцуют, играют вместе с детьми, делают своему ребенку какой - то подарок - сюрприз: например, дарят ленточку, воздушный шарик, изготовляют бумажную бабочку именно того цвета, который предпочитает ребенок, или исполняют любимую ребенком песенку, или играют в любимые игры, что способствует формированию у каждого ребенка представлений о своих предпочтениях и вкусах .

Клуб заботливых родителей - форма организации совместной деятельности детей и родителей, где воспитатели и специалисты помогают родителям осваивать методы воспитания ребенка, способы взаимодействия с ними. На занятиях клуба продумываются моменты организации взаимодействия ребенка с <<чужими>>взрослыми - родителями других детей . Например, мама выполняет роль ведущей  в игре .

Традиция <<Наши гости>> - это еще одна возможность организации общения родителей и детей, которая предполагает приход родителей в группу и организацию совместной деятельности с детьми и педагогом группы. Содержание этих встреч основано на вкус и предпочтениях ребенка, чьи мама, папа, бабушка приходят в гости. Вкусы, предпочтения детей выявляем с помощью книжек - малышек <<Эта книжка про меня>>, изготовленные родителями, в ходе бесед с ними .Это могут быть любимое кулинарное блюдо ребёнка, любимая песенка, сказка, игрушка. Совместно с родителями продумываем содержание деятельности.

     Информирование родителей по проблеме вызвало интерес, внимание к вопросам социально - эмоционального развития детей. Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми содействовало развитию инициативного общения ребенка с взрослыми.

Дата последнего обновления страницы 12.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»